|
| | |
| Главная » 2010 » Март » 30 » Булгаков: полёт в пятое измерение
17:43 Булгаков: полёт в пятое измерение |
Он всегда имел собственную точку зрения на проходящие в стране процессыМихаил
Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье доцента Киевской духовной
академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В 1916
году окончил медицинский факультет университета и работал врачом. Во время
гражданской войны в феврале 1919 года Булгаков мобилизуется как военный врач в
армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году
успевает побывать врачом в Красной армии, а затем - в белогвардейских
Вооруженных силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит
в Чечне, затем во Владикавказе. Позже его впечатления и мысли о войне найдут
воплощение в романе "Бег" и пьесе "Дни Турбинных".
Булгаков
решает оставить профессию врача, потому что его все более и более манит
писательство. И в 1921 году он переезжает в Москву, где, наконец, в полной мере
получает возможность заниматься литературой. Поначалу творческая судьба
складывается весьма благополучно. Его романы читают, а пьесы ставят на сцене
знаменитого МХАТа. В 1923 году Булгаков даже вступает во Всероссийский Союз
писателей, но это обстоятельство не спасло его от будущей опалы. Он
всегда имел собственную точку зрения на проходящие в стране процессы, которая
часто не совпадала с официальной. Дошло
до того, что НКВД установило за писателем негласную слежку. Тогда
Булгаков решил пойти на крайние меры - в 1930 году он пишет письмо
Правительству СССР с просьбой определить его судьбу. Он хотел получить право
эмигрировать, либо разрешение работать режиссером-ассистентом во МХАТе. А далее
случается совсем уж невероятная вещь - Булгакову лично звонит сам Сталин и
рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его
режиссером-ассистентом во МХАТ. Но в Художественный театр Булгаков обратиться
не успел - ему сами позвонили оттуда и пригласили работать. В мае 1930 года он
был принят на должность режиссера, в которой благополучно проработал шесть лет. В
1936 году писатель закончил свой самый известный роман "Мастер и
Маргарита", который писал больше десяти лет. Споры об этом произведении не
утихают до сих пор. Его называют самой мистической и загадочной книгой XX века. Каждая
попытка экранизировать этот фантастический роман или поставить его на сцене,
сопровождается поистине проделками сатаны. Темные силы приходят в реальную
жизнь, чтобы не дать людям вмешаться в их мир. Кажется, что он может
существовать только в виде книги, апофеозом которой является сцена бала у
Сатаны. По
воспоминаниям третьей жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой в описании
великого бала у Сатаны отразились реальные впечатления автора от приема в
американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 года. Раз в год посол США
Уильям Буллит давал большие приемы по поводу национального праздника. Для
полуопального литератора, каковым тогда уже был Булгаков, прием в американском
посольстве стал событием почти невероятным, сравнимым с балом у сатаны: в то
время советская наглядная агитация изображала на плакатах "американский
империализм" в облике дьявола. Как
вспоминает Елена Булгакова: "Ужин был накрыт в специально пристроенной для
этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных столиках. В углах
столовой - небольшие выгоны, на них - козлята, овечки, медвежата. По стенкам -
клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль
"рюсс". Масса тюльпанов, роз - из Голландии. В верхнем этаже -
шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское,
сигареты". В
романе реальные приметы обстановки резиденции американского посла Булгаков
переплетает с воображаемыми деталями и образами. Для того чтобы вместить
великий бал у Сатаны в "нехорошую квартиру", автор увеличил число
измерений с традиционных четырех до пяти. А в пятом измерении стали видимыми
гигантские залы, где происходит бал, в то время как сами участники бала,
наоборот, невидимы для окружающих. Обильно
украсив в романе бальные залы розами, Булгаков учитывал символику, связанную с
этим цветком. Так, например, в культурной традиции западноевропейских народов
древности и средневековья розы выступали олицетворением, как траура, так и
любви, чистоты. Так что розы на бале у сатаны - это тоже символ любви Маргариты
к Мастеру. С другой стороны, они же служат предвестием скорой смерти
влюбленных. Вообще обилие роз, как цветов, чуждых русской литературной
традиции, подчеркивает иноземное происхождение Воланда и его свиты. Маргариту
Булгаков уподобляет одной из французских королев, живших в XVI веке - Маргарите
Наваррской и Маргарите Валуа. Но поскольку Маргарита Валуа была бездетной, то
Булгаков сделал свою героиню родственницей Маргариты Наваррской, имевшей
потомство. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, а
потому и булгаковская Маргарита оказывается связана с гениальным Мастером,
возвращения которого из лечебницы она добивается после бала у сатаны. Есть
разные версии прототипов главных героев романа. Условно их можно было бы
назвать романтической версией и реалистической. Последняя выдвинута
литературоведами на основе тщательного анализа текста и исторической ситуации,
в которой создавался роман. По
этой версии прототипом Мастера является Горький, Маргаритой - актриса Мария
Андреева, его гражданская жена. Ну а в романтической версии Маргарита -
последняя жена Булгакова Елена Сергеевна Нюренберг, а Мастер - сам Булгаков. Любовь,
которая вдруг вспыхнула между ними, заставила их разрушить семьи и пренебречь
условностями, чтобы навсегда соединить свои жизни. Елена Сергеевна полностью
посвятила себя мужу и выполнила обещание, данное ею Булгакову вначале их союза.
"Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках", - попросил он
ее. Так и случилось. В конце 1939 года его здоровье резко ухудшилось. Писателя
мучили сильнейшие головные боли до такой степени, что он практически потерял
зрение и едва различал солнечный свет. В начале зимы Булгаков отправился в
санаторий "Барвиха", но и там ему не стало лучше. 10 марта 1940 года
он умер. Елена Сергеевна пережила супруга на долгие тридцать лет. Она
скончалась в возрасте семидесяти шести лет 18 июля 1970 года. Ее похоронили на
Новодевичьем кладбище, рядом с любимым Мастером. При
жизни автора роман так и не был опубликован. Впервые он вышел в свет только в
1966 году, через 26 лет после смерти писателя. Елена Сергеевна Булгакова
сохранила рукопись, несмотря на смутные и тяжелые времена повальных репрессий. Автор:
Л.Александрова Источник: "Интересная газета. Оракул" №8 2009 г. |
Категория: Это любопытно |
Просмотров: 734 |
Добавил: Svetozar
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|