Среда
24.04.2024

Главная » 2009 » Ноябрь » 13 » Японцы обнаружили необычную планету
Японцы обнаружили необычную планету
Группа японских и американских исследователей впервые в истории астрономии обнаружила планету, которая вращается в направлении, противоположном вращению ее собственной звезды.
Открытие позволил сделать мощный телескоп Subaru, расположенный на Гавайских островах, передает "Взгляд".
С его помощью специалисты японской Национальной обсерватории и Массачусетского технологического института тщательно изучили планету "HAT-P-7b", распложенную примерно в 1 тыс. световых лет от Земли в направлении Созвездия Лебедя. Размерами она в 1,4 раза больше Юпитера и вращается вокруг звезды, которая диаметром в 1,8 раза превышает наше Солнце.
Наблюдения показали, что движение этой планеты противоположно направлению собственного вращения звезды вокруг ее оси. Такой феномен астрономы фиксируют впервые. Ранее считалось естественным, что планеты двигаются вокруг своего светила в том же направлении, в котором оно само вращается вокруг своей оси, поскольку эти объекты рождались из одного газового скопления.
В то же время теоретические расчеты и прежде указывали на то, что это нельзя считать всеобщим правилом, поскольку на ход движения небесных тел оказывают влияние и другие факторы. Теперь получено практическое подтверждение таких рассуждений.
Руководитель группы исследователей Норио Нарита считает, что на «обратный ход» открытого его коллегами небесного тела оказало влияние гравитационное поле расположенной где-то поблизости планеты особо крупных размеров.
Теперь японские и американские астрономы намерены отыскать этого гиганта с помощью того же телескопа Subaru, чтобы подтвердить свою теорию.
Ранее ученые нашли за пределами Солнечной системы уже вторую планету, на которой есть "базовые элементы жизни" - метан, вода и углекислота.
Газовый гигант HD 209458b расположен в созвездии Пегаса, в 150 световых годах от Земли. Он на 30% легче Юпитера и вращается очень близко от похожей на Солнце звезды, сообщает лаборатория реактивного движения NASA.
Экзопланета была найдена еще в 1999 году, а теперь телескопы "Хаббл" и "Спитцер" обнаружили на ней молекулы "базовых элементов жизни". Планета точно необитаема, поскольку не имеет твердой поверхности, а из-за близости к светилу температура там может составлять тысячи градусов.
"Это вторая планета вне нашей Солнечной системы, где была найдена вода, метан и двуокись углерода, которые играют очень важную роль в биологических процессах, - пояснил ученый из NASA Марк Суэйн. - Обнаружение органических молекул на двух экзопланетах увеличивает вероятность, что... будут найдены планеты, где эти молекулы могут быть связаны с жизнью".
"Мы можем обнаруживать молекулы, которые являются главными для биологических процессов", - отметил Суэйн. В декабре 2008 года ученым удалось найти углекислоту на другом "горячем Юпитере" - экзопланете HD 189733b. В настоящее время известно также, что там есть водяной пар и метан.
Сейчас асторономы знают около 400 планет за пределами Солнечной системы, но пока это в основном газовые гиганты, где жизнь существовать не может. В сентябре ученые сообщили об обнаружении первой каменистой экзопланеты, которая по плотности напоминает Землю. Однако и там жизни быть не может: планета вращается слишком близко от звезды и покрыта раскаленной лавой.
Тем не менее, в галактике наверняка миллиарды планет, подобных Земле, полагают оптимистично настроенные ученые. Среди экзопланет найдется немало таких, где могут существовать бактерии, заявил в феврале американский астроном Алан Босс из Научного института Карнеги. Если планета умеренной температурой и водой существует 5-10 млрд лет, жизнь там непременно разовьется, выразил уверенность доктор Босс. Проблема в том, что с помощью современных телескопов невозможно разглядеть планеты, подобные Земле - они слишком малы.
Юлия Зарицкая