Русалки: кто они?
Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит,
они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с
песнями, играми и плясками. Но каковы же русалки на самом деле? Добрые они или злые?
Могут ли они причинить вред человеку? Поэтический образ фантастических жилиц
надземных вод, вдохновлявший поэтов всех стран и соблазнявший художников всех
родов изящных искусств, еще живет в народном представлении, несмотря на
истекшие многие сотни лет. Кто они? Русалки разные у разных народов (и в разных местностях) и
ведут себя по-разному. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ
русалки пришел с Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик
изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и
мстительных существ, наравне с "дедушкой водяным". Русалок, поющих
веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках
растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда
голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой
особой вины защекотать до смерти и утопить. Уже одно то, что русалка
изображалась (например, в Поволжье) в виде соломенного чучела, а кое-где даже в
виде лошадиного черепа с уздечкой, укрепленного на шесте, - служило
свидетельством того, как в России исчез поэтический миф о грациозной
красавице-русалке. Но повсеместно на Руси сохранялась так называемая
"русальная неделя" или "русалкино заговенье" - на Петров
пост, через неделю после Троицы. И в конце 19 века в такую неделю девушки
боялись в одиночку ходить в лес. Живут русалки не только в воде. С Троицына дня они
выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они
выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где
и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на
ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и
плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и
хлеб родится обильнее. Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у
рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут
насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град;
похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные
на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях,
разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. В таких случаях
находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок,
чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Кроме
церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) - против
чар и козней русалок отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и
свечам Страстной недели. Это - полынь, "трава окаянная, бесколенная".
Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после
Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и
спросит: - Что у тебя в руках: полынь или петрушка? - Полынь. - Прячься под тын, - громко выкрикнет она и быстро
пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке
в глаза. Если же сказать "петрушка", то русалка ответит: - Ах, ты моя душка, - и примется щекотать до тех пор,
пока не пойдет у человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый.
Впрочем, по другим поверьям, русалки могут защекотать человека действительно до
смерти. Неприятны русалкам также и некоторые другие растения,
например хрен и чеснок. Из деревьев не любят они осину. Как тут не вспомнить
легенды о вампирах, которых отпугивают запахом чеснока и убивают осиновым
колом. Как их увидеть? Есть такая легенда. Одному молодому человеку сильно
захотелось увидеть русалку. Чтобы избежать опасности, он сначала обратился к
знахарю. Тот ему посоветовал: "Когда настанет ночь и все лягут спать, и ты
ляжь на своей постели и не спи, пока все не заснут. Когда все захрапят, ты
поднимись, разденься догола и надень два креста: один на грудь, другой на
спину. Русалки оттого нападают сзади, а не спереди, что боятся креста на груди;
а как у тебя будет висеть крест и на спине, и притом ты будешь гол, то они
будут играть с тобой, но до тебя не коснутся". Парень строго выполнил
наставления знахаря. Он лег первый и притворился спящим; когда полегло все
семейство и заснуло, он снял себя рубашку и пошел в лес. Там он увидел
множество русалок. Одни качаются по ветвям, другие водят хороводы, иные поют,
хохочут. Они все были голые. Тела их были белы как снег; лица сияли, как полная
луна; волосы светло-огненные кудрями падали по плечам. Парень остолбенел от
страха и восторга. Долго он любовался красотою русалок, грациозными движениями,
приятными и звонкими голосами и неподдельным восторгом и весельем их. Вдруг русалки
затихли и стали неподвижны. Они почуяли дух человека и, взглянув в ту сторону,
где стоял парень, вдруг бросились к нему с хохотом и рукоплесканиями и окружили
его. Каждая хотела обнимать и целовать парня, но руки и губы не прикасались к
нему. Каждая забегала назад и старалась схватить под мышки, чтобы щекотанием
расположить его к хохоту и веселью; но опять руки их не прикасались к парню.
Тогда парень ободрился; он сам начал играть с ними, старался схватить
которую-нибудь, но руки его не прикасались к ней. Он пел и плясал с русалками
целую ночь. К утру они заманили парня в кусты - на густую и высокую траву и
стали качаться по траве. Им последовал и парень. Но вдруг крест, висевший на
спине, спал с него. Русалки схватили его сзади под мышки и начали щекотать. Он
хохотал до тех пор, пока не упал. Тогда ему показалось, что русалки положили
его на ветви и понесли его молча. А с утра его разбудил отец". Откуда они? Как считали славяне, значительная часть русалок - это
души утонувших женщин, которые покончили жизнь самоубийством. Есть украинская
легенда, где девушка влюбляется в молодого и красивого польского пана, который
обещал на ней жениться и обещания не выполнил. Девушка исчезла. Один
монастырский рыболов рассказывал спустя несколько дней, что видел молодую
девушку на берегу Днепра: лицо ее было исцарапано иглами и сучьями деревьев,
волосы разметаны и одежды изорваны; но он не посмел близко подплыть к ней, из
страха, что то была или бесноватая, или бродящая душа какой-нибудь умершей,
тяжкой грешницы. Знахарь говорит матери, что дочь утопилась и стала русалкой и
дает ей совет, как увести ее домой. С помощью магических амулетов ей это
удается. Она молит мать, чтобы та отпустила ее домой, в подводные жилища,
потому что ей "душно жить среди людей". Она даже предлагает матери
утопиться, чтобы стать русалкой. Мать не отпустила ее и девушка целый год
сидела, не двигаясь и не разговаривая. А через год, когда наступила очередная "русалкина
неделя", девушка очнулась и с криком "наши, наши" убежала с
другими русалками. А на следующий день в лесу нашди тело того самого пана, без
признаков наильственной смерти - русалки защекотали его насмерть. Еще русалки могут украсть некрещеных девочек или утопить
женщину, которая пошла купаться, не надев креста. Они тоже станут русалками. А мужчин русалки обольщают. Есть легенда про то, как один
молодой человек влюбился в русалку и ни один знахарь не мог заставить его
разлюбить ее. А увидев предмет своей любви в огне печи (конечно, это было
наваждение) - подумал, что она горит и кинулся в огонь, чтобы спасти ее, и
погиб. Где они есть еще? Русалоподобные существа присутствуют в мифологиях разных
стран: Греция. Сирены - прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо
ног и птичьими когтями. Прекрасными голосами зачаровывают мореплавателей. Сербия. Вилы - крылатые красавицы, духи гор, озер и
колодцев. Они носят длинные волшебные платья. Симпатизируют мужчинам, обиженным
и сиротам. Разгневавшись, способны убить взглядом. Вилы обладали почти
традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное
Вилы - дети туч. Они хозяйки чистых родников. Если же вилам, когда они танцуют,
как и русалкам, удается затащить в свой хоровод юношу - зачаруют! Прибалтика и Германия. Ундине и наре. Корень
"унда" ("вода") присутствует во многих германских и
прибалтийских языках. В мифологии этих народов издревле известны ундины - духи
воды. Это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие.
Другое дело - ундине, существующие в народных поверьях. Они - типичные русалки
с рыбьими хвостами. Кроме ундине, в литовских водах в старину обитали еще и
наре. Внешне они точно такие же: до пояса - женщины, ниже - рыбы. И собою
красавицы. Однако они отличаются по характеру от своих водяных сестер, ундине.
"Ясными ночами, как месяц выходил, они появлялись из воды, пели да
хороводы водили. И тогда были они особенно прекрасны: как радуга блистали,
сверкали и светились! Многим хотелось полюбоваться на их красоту. Да только не
каждому удавалось". Ирландия. Мерроу - дальние родственницы морских дев,
настоящие красавицы, но с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между
пальцев рук. Появление мерроу предвещает шторм, однако они куда благосклоннее
других русалок относятся к людям и часто влюбляются в смертных. Порой мерроу
выходят на берег в облике маленьких лошадок, а под водой им позволяют жить
красные шапочки с перьями. Если украсть такую шапочку, мерроу уже не сможет
вернуться в море. Средняя Азия. Су-къз. В Средней Азии, недалеко от города
Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель. Там живут красавицы су-къзлар -
наполовину девы, наполовину рыбы. Они выходят в солнечный день из воды на
камень и расчесывают золотые косы. Внешность у них странная для тех мест: глаза
у них голубые, брови - изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая. Бывает,
что парни целыми днями стерегут красавиц у озера, да только напрасно: как
увидят су-къзлар человека, бросаются в воду и больше не появляются. Так что же, есть на самом деле русалки или нет? На этот
вопрос никто не может дать точного ответа. В официальной науке они, конечно,
считаются мифическими персонажами. А истинно верующие христиане стараются не
купаться без креста или хотя бы креститься перед тем, как войти в воду. http://podrobnosti.ua/kaleidoscope/2005/03/07/185648.html |