Пятница
19.04.2024

Главная » 2010 » Декабрь » 27 » Открытия, которых не ждали
Открытия, которых не ждали

Многие открытия застали врасплох не только исследователей, их совершивших, но и все научное сообщество. Видимо, поэтому за ними закрепилась слава случайных, хотя на самом деле они просто были неожиданными. К таким открытиям относятся рентгеновские лучи, электрический ток, электрон, радиоактивность, выявленная уже тогда, когда атом еще считался неделимым, и атомная энергия.

Впрочем, последнее из перечисленных не было полностью внезапным. Многие ученые предсказывали возможность использования энергии, полученной за счет преобразования вещества, и даже связывали эту энергию с атомными реакциями. Так что непредвиденным с технической точки зрения оставался только момент наступления этого события. Любые открытия, в том числе якобы случайные, являются следствием предшествующих изысканий, которые готовят им базу.

«Ложный шаг не раз приводил к открытию новых дорог», — сказал однажды мастер афоризмов Лешек Кумор, и хрестоматийный тому пример — найденная Христофором Колумбом на пути к Индии Америка. Но можно ли это назвать случайностью?

Представьте ситуацию: Колумб обращается к руководству страны с сомнительным предложением, требующим огромных финансовых вложений. Ему совершенно неожиданно выделяют эскадру (хотя и маленькую), и он плывет в бескрайний океан, а там внезапно обнаруживает новый материк. Какое-то слишком уж небывалое стечение обстоятельств.

Безусловно, данное событие должно относиться к разделу не случайных, а ошибочных. Ведь в эпоху великих географических открытий путешественники плыли в неизвестность, не зная заранее, что и где они отыщут. Однако их упорные поиски новых земель сделали последующие находки закономерным следствием.

Ошибок подобного рода в тот век было множество. Например, знаменитый французский мореплаватель Лаперуз ошибочно решил, что Сахалин — это полуостров. Его мнение подтвердил не кто иной, как Крузенштерн. И только экспедиция Невельского исправила это заблуждение.

С появлением воздушных и космических судов география перестала давать исследователям повод для случайных и ошибочных открытий. Чего, впрочем, не скажешь о других областях науки, которые еще в состоянии охранять свои тайны от назойливых ученых мужей. Значительная часть нечаянных открытий относится к химии и близким к ней областям (биохимия, фармацевтика), причем многие из них касаются неведомых ранее элементов или соединений. Случайность? Отнюдь нет, ведь данные вещества уже существовали в природе и неизбежно были бы выявлены. Вопрос лишь заключался в том, когда и кем это могло быть сделано.

Рассмотрим, например, одну из распространенных историй об открытии йода. У французского химика Бернарда Куртуа был любимый кот. Однажды тот, испугавшись чего-то, неосторожно спрыгнул на пол и уронил бутылки, стоявшие около лабораторного стола. В одной из них Куртуа приготовил для опыта суспензию золы водорослей в этаноле, а в другой находилась концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде мельчайших черно-фиолетовых кристалликов с металлическим блеском и едким запахом. Это был новый химический элемент — йод...

Ответьте честно: у вас под рукой всегда имеется бутылка с серной кислотой? У меня — нет. То есть случайность этого открытия была только в том, что исходные элементы смешались без участия ученого. Однако он внимательно рассмотрел результаты этого непредумышленного эксперимента и сделал правильные выводы. Как сказал Бернард Барух, «миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». И эта готовность ученого задавать вопросы,его стремление изучать непознанное, а также привычка держать наготове серную кислоту, уже совсем не случайны!

Даже если при открытии новых веществ или земель и имеет место элемент случайности, нельзя не признать, что все они совершены исследователями, которые целенаправленно вели работы в своем направлении. Доказательством их неизбежности служат многочисленные повторные открытия.

Наиболее широко известны следующие факты: большинство из 500 открытых Робертом Гуком законов были параллельно выявлены другими учеными; лорд Кельвин сделал 32 открытия, которые свершили также 30 других ученых; многие аспекты теории относительности одновременно с Альбертом Эйнштейном разработал Андре Пуанкаре.

Особенный интерес представляют открытия, сделанные практически в одно и то же время несколькими учеными, нередко их разделяли буквально часы. Так, теорию естественного отбора представили 1 июля 1858 г. в Линнеевском обществе сразу двое исследователей — Дарвин и Уоллес. Правда, Дарвин разрабатывал теорию эволюции видов 20 лет, тогда как Уоллес — одну неделю. Александр Чижевский пришел к выводу о совпадении социальных кризисов с максимумами солнечной активности одновременно с этнографом Василием Анучиным, который описал этот факт в книге «Социальный закон».

Именно так была создана периодическая таблица элементов. Все знают, что Дмитрий Менделеев увидел ее во сне. Но не все слышали, что до него попытки систематизации элементов предпринимали Иоганн Деберейнер, Леопольд Гмелин, Макс фон Петтенкофер, Жан Дюма, Адольф Штреккер, Уильям Одлинг, Александр де Шанкуртуа, Джон Нью-лендс и Юлиус Лотар Мейер.

Нечаянная радость

БРЕНДИ

В Средние века торговцы-мореплаватели часто выпаривали воду из транспортируемого вина- чтобы оно не портилось в дороге и занимало меньше места. Вскоре кто-то находчивый решил обойтись без фазы восстановления воды, извлеченной во время перегонки. Он неожиданно обнаружил, что вкус крепленого вина великолепен, а его воздействие — гораздо сильнее. Так появился бренди, который сейчас столь популярен во всем мире.

КАРТОФЕЛЬНЫЕ ЧИПСЫ

Всеми любимая хрустящая картошка родилась как знак протеста. Один из клиентов повара Джорджа Крама постоянно жаловался, что картошка нарезана слишком толстыми ломтиками и не прожарена как следует. Когда повару надоело выслушивать претензии, он порезал ее ломтиками толщиной почти с лист бумаги и поджарил в огромном количестве масла. Крам и не подозревал, что его «месть» окажется такой вкусной и впредь ему только так придется готовить картошку привередливому клиенту.

РЕНТГЕНОВСКИЕ ЛУЧИ

Многих ученых интересовали лучи появляющиеся в результате ударов электронов по металлической мишени. В 1895 г. немецкий ученый Вильгельм Рентген подвергал различные объекты воздействию данного излучения и. меняя их, случайно увидел, как на стене отразилась проекция костей его собственной руки. Так было открыто рентгеновское излучение, способное «просвечивать» человеческое тело.

БУЛОЧКИ с изюмом

Эта история относится-скорее к легендам, нежели к достоверным фактам, но тем не менее заслуживает внимания. Однажды генерал-губернатор Арсений Закревский. купив свежую сайку, увидел в ней... таракана. Вызванный на ковер булочник Иван Филиппов схватил насекомое и на глазах у изумленной публики съел, заявив, что генерал ошибся — это была изюминка. Вернувшись в пекарню. Филиппов распорядился срочно начать печь булочки с изюмом, он и не подозревал, что они будут пользоваться таким спросом.

ПЕНИЦИЛЛИН

Шотландский ученый Александр Флеминг в 1928 г. занимался исследованием борьбы организма человека с гриппом. Вырастив в 3 чашках Петри культуры стафилококков, он обнаружил, что чашки были плохо вымыты и в них поселилась плесень. Флеминг огорчился, но, приглядевшись повнимательнее, он заметил, что вокруг пятен плесени погибли и стафилококки. Спустя некоторое время он выделил из плесени молекулу пенициллина, первый в мире антибиотик.

МИКРОВОЛНОВЫЕ ПЕЧИ

Если бы инженер Перси Гюнсер не любил шоколад, весь мир, возможно, до сих пользовался бы для разогрева пищи кастрюльками и сковородками. Микроволновые излучатели были установлены на радарах союзников во время Второй мировой войны. Работая около одного из радаров. Спенсер в какой-то момент обнаружил, что излучатель расплавил шоколадку, припасенную у него в кармане. Он немного расстроился, но при этом серьезно задумался, а затем создал незаменимую в каждом доме микроволновку.

ЛСД

Диэтиламид лизергиновой кислоты первоначально интересовал ученых исключительно в качестве вспомогательного средства при родах. Однако швейцарский ученый Альберт Хофманн решил испытать на себе новый препарат. Ученый окрестил 19 апреля 1943 г. Днем велосипеда, так как под воздействием «кислоты» совершил незабываемую поездку на этом транспорте, и с того дня посвятил свою жизнь изучению воздействия ЛСД на психику и сознание.

ВИАГРА

Кто бы мог подумать, что знаменитая виагра появилась благодаря исследованиям по изобретению средства от ангины. Мужчины всего мира, да и женщины могут благодарить жителей уэльсского города Мертир Тайдфил. Именно здесь в 1992 г. пациенты мужского пола отказались возвращать экспериментальные таблетки после окончания тестирования. Руководители компании «Пфайзер»» оказали должное внимание такому повороту событий — и вскоре был представлен новый препарат.

Категория: Это любопытно | Просмотров: 637 | Добавил: Svetozar | Рейтинг: 0.0/0