В строительстве Стоунхенджа были использованы шарикоподшипники
Британские ученые выяснили:
создатели таинственного памятника времен палеолита владели технологиями,
которые появились спустя тысячелетия
Владимир ЛАГОВСКИЙ —
29.11.2010
Катать - не тащить
Стоунхендж - всемирно
известный памятник времен палеолита. Расположен в графстве Уилтшир, примерно в
130 км к юго-западу от Лондона. Несколько десятков обтесанных каменных глыб
образуют круг диаметром 33 м. Высота этих колонн - 4,1 метра, ширина - 2,1
метра, вес каждой - около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки:
длина - 3,2 метра, ширина - 1 метр, толщина - 0,8 метра. Общая высота
сооружения над землей - 4,9 метра. Камни закреплены при помощи системы пазов и
шипов.
Стоунхендж построен примерно 5
тысяч лет назад. Зачем? Ответа на этот вопрос нет до сих пор.
Да и на вопрос
"Как?" ученые затрудняются ответить однозначно. Известно лишь, что
каменный блоки весом по 4 тонны доставляли почти за 300 километров. И отнюдь не
волоком, как можно было бы предположить. И не на "санках". Ведь
никаких следов перемещений не найдено.
- Строители использовали
подшипники, - уверяет Эндрю Янг
(Andrew Young) из Университета Экзетера (University of Exeter). Вместе с
коллегами он провел почти натурный эксперимент. Добился успеха. Что позволяет
утверждать: древние люди владели весьма продвинутыми технологиями.
Использовать подшипники
британских ученых надоумили находки, сделанные в шотландском Абердиншире - в
местах, где тоже обнаружены "стоячие камни" - многотонные мегалиты и
кромлехи. Археологи нарыли здесь более 400 каменных шаров.
Шары - примерно одного
диаметра: около 70 миллиметров. Это и позволило предположить, что использовали
их вместе, а не по отдельности. И не в ритуальных целях, а чисто в
практических. Например, эти шары могли быть деталями подшипников.
Идея экзетерских
исследователей такова: древние строители вытачивали из дерева желоба. В них -
размещали шары: либо каменные, либо деревянные. Многотонный камень клали на
платформу, платформу - на шары. И двигали.
- Таким способом можно было
"пройти" до 20 километров в день, - говорит профессор Брюс Брэдли,
поддерживая идею своих коллег. - А перемещение не оставляет никаких
следов.
Опыт по перемещению грузов посредством шариков удался
В ближайших планах - провести
дальнюю транспортировку многотонного блока с использованием подшипников
палеолита. Ученые и не сомневаются, что у них получится.
- Одним пальцем я двигал груз
в несколько центнеров, - говорит Эндрю. - Несколько человек, естественно,
сдвинут нечто гораздо более тяжелое.
По мнению исследователей, с
помощью желобов и шариков строители могли даже затаскивать камни-перемычки,
которые и ныне образуют гигантские порталы Стоунхенджа. Но эта гипотеза требует
особой проверки.
А теперь дискотека
Так для чего же
предназначалось древнее сооружение? Ради чего наши предки катали шарики и
надрывались?
Вот далеко не полный перечень
наиболее популярных гипотез, подкрепленных в той или иной степени:
Стоунхендж - это творение
инопланетян - нечто вроде компьютера для аналоговых вычислений. Построен он был
из подручных средств, поскольку других не нашлось, а вычислить что-то
потребовалось.
В расположении мегалитов,
более мелких камней и лунок, расположенных кругами, зашифровано некое послание,
оставленное нам. Возможно, даже инопланетянами. Или высокоразвитой
цивилизацией.
Это - древняя астрономическая
обсерватория.
Это - убежище великого мага
Мерлина. Якобы тут собирались для жертвоприношений таинственные волхвы -
друиды, устраивали свои шабаши ведьмы.
Это - колоссальная усыпальница
для властителей. Наподобие пирамид в Древнем Египте.
Это место, где люди
напитывались сконцентрированной камнями космической энергией. И лечились.
Кстати, сегодня многие посещают Стоунхендж именно с этой целью.
Недавно появилось, казалось
бы, совсем уж фантастическое предположение. Но и оно вроде бы основано на
фактах. Стоунхендж был построен для древних дискотек, уверяют весьма серьезные
британские ученые.
В ритме самбы
Исследования профессора
Руперта Тилла (Rupert Till), эксперта по акустике и музыкальным технологиям из
хадерсфилдского университета (Huddersfield University), показали: каменные
мегалиты Стоунхенджа идеально отражают и усиливают звуки. А поставленные
кругами, они создают поразительные акустические эффекты.
Сначала Руперт вместе со своим
коллегой Бруно Фазендой убедились в этом виртуально, воссоздав на компьютере
облик еще не тронутого разрухой сооружения. Затем ученые отправились в штат
Вашингтон (США) в окрестности городка Мерихилл, где возведена точная копия
первозданного Стоунхенджа. И проверили свои идеи на практике. В самом деле,
звуки, исходящие из центра, были хорошо и сочно слышны на всей территории сооружения.
- Особо впечатляющие эффекты -
наложения эха - возникают, когда темп мелодии достигает 160 ударов в минуту, -
говорит Тилл. - Это ритм самбы, который возбуждает. А порой вводит в транс.
Скорее всего, здесь танцевали. И весьма интенсивно. Возможно, ритуальные танцы.
Источником музыки могли быть ударные инструменты и пение жрецов-ди-джеев.
Тут было кому танцевать
Чуть раньше, благодаря
раскопкам известного британского археолога Майка Паркера Пирсона из
Шеффилдского университета, в нескольких километрах от Стоунхенджа были
обнаружил следы каких-то построек. Радиоуглеродный анализ показал: возвели их
примерно в то же время, что и загадочный Стоунхендж.
Вскоре выяснилось, что здесь
было огромное, почти на тысячу домов, поселение. Для того времени - пять тысяч
лет назад - это был большущий город. Ученые и не подозревали, что на Британских
островах такое было возможно. Сейчас археологи уже полностью обследовали
десятки домов этого поселка - каменных или сделанных из глины и деревьев. Во
всех есть следы очагов, разбросаны различные кремневые инструменты.
Иными словами, в Стоунхендже
было кому танцевать и для кого устраивать дискотеки. Хотя их назначение
по-прежнему остается загадочным. Может, быть, и правда, лечились люди. Или
хоронили покойников под музыку и пляски.
По одной из гипотез, прежде Стоунхендж был накрыт крышей
КСТАТИ
С крышей над головой
Британский архитектор Брюс
Бедлам (Bruce Bedlam) уверяет: Стоунхендж когда-то выглядел совсем не так, как
сейчас. И даже не так, как его представляют.
Брюс считает, что столбики,
расположенные вокруг сооружения и концентрические круги, свидетельствуют:
прежде Стоунхендж был накрыт крышей. И напоминал шатер. По мнению архитектора,
столбики были нужны лишь для того, чтобы в них упирались деревянные балки. И
никакого скрытого смысла в расположении этих "фиксаторов" нет.
Гипотеза Бедлама на удивлении
хорошо согласуется с идеей профессора акустики. Под крышей гораздо удобнее и
приятнее было слушать музыку и плясать.
Иными словами, если верить
обоим ученым сразу, то получается, что в свое время Стоунхендж представлял
собой крытую танцплощадку.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
Шариков не хватает...
Гипотеза о шарикоподшипниках,
конечно, занятна. И плодотворна. Но вряд ли шарики из Абердиншира использовали
для того, чтобы именно по ним катать грузы. Подобная мысль столь же наивна, как
и идея по поводу дискотеки в Стоунхендже.
Это сооружение строили веками,
бросали, возвращались вновь. То есть, имели некий план, который передавали из
поколение в поколение. Кто-то организовывал тысячи полудиких людей на
созидательный труд. И отнюдь не рабов. Что им говорили? Как объясняли
необходимость строительства. Кто-то тратил огромные средства. Или, как минимум,
усилия. Ради чего? Дискотеку устроить? Сомневаюсь… И полагаю, что истинная цель
возведения Стоунхеджа современными учеными пока не найдена.
И шарики из Абердиншира не
простые. Они - резные. На многих выгравированы узоры и спирали. Некоторые -
лишь условно сферические. И выступы - характерные элементы у них.
Словом, как не верится, что
резные шарики были нужны лишь для того, чтобы катать по ним камни. Тут еще
разбираться и разбираться…
http://kp.ru/daily/24598.5/771357/ |