Самой большой загадкой цивилизации ольмеков являются каменные
головы. Эти артефакты поражают всем: начиная с размеров и заканчивая
способом их изготовления.
Рис. 1 2.5-метровая голова с чертами лица
негроидного типа — одна из 4-х колоссальных ольмекских каменных голов
из Ла-Венты (850 — 750 гг. до н.э.) — археологического памятника и музея
в Вильяэрмосе (Мексика).
Даты обнаружения первого такого артефакта разнятся. Если
быть точным, то археологическое изучение каменных голов началось в XX веке, но
первая такая находка была сделана в 1862 году в Ла-Венте (культовый центр
ольмекской культуры на острове в устье реки Тонала в штате Тобаско (Мексика).
Изучение артефакта тогда не было продолжено, и цивилизация ольмеков ещё не была
открытой.
Рис. 2 Все головы разные - нет ни
одной одинаковой ни по размеру, ни по чертам лица или типажу. Более
того, в ряде изображений угадываются признаки разных рас с разных континентов
Повторная находка случилась в 30-х годах XX века. Её сделал
американский археолог Мэтью Стирлинг, который записал в своём дневнике
следующее: "Голова была высечена из
отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из
необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно
устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень
тщательно и уверенно, её пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур
аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты её отчётливы и
явно негритянского типа".
Американский археолог в то же время сделал ещё одно
интересное открытие – были найдены детские игрушки в виде собачек на
колёсиках. Казалось бы, обыкновенная игрушка, но до этого времени
археологи полагали, что цивилизации Мезоамерики не знали колеса. Правда, в
итоге оказалось, что в своей хозяйственной практике ольмеки колесо всё-таки не
применяли.
К настоящему времени найдено 17 голов. Все они выполнены из
цельных глыб «базальта»: их высота в среднем составляет 2-2,5 метра (самая большая 3,4 метра), а вес
колеблется от 10 до 35 тонн. По мере нахождения каменных голов учёные пришли к
выводу, что все они сделаны в единой стилистической манере, но изображают разных
людей. При этом на всех головах были одеты шлемы, а уши были проколоты. Но
главная загадка внешнего вида каменных голов ольмеков - это тот факт, что все
17 артефактов имеют ярко выраженные негроидные черты - крупные пухлые губы,
широкие приплюснутые носы с вывернутыми ноздрями и большие глаза.
Этот факт породил множество споров и выдвижение гипотез в
археологической среде. Некоторые исследователи считают, что такие черты
являются характерными для жителей Полинезии и Юго-Восточной Азии. Другие
привержены гипотезе о миграции выходцев из Африки.
Ещё один немаловажный вопрос - кого изображали, таким
своеобразным образом, древние ольмеки? Современные исследователи считают, что
ольмекские головы изображали местных правителей и их изготавливали и
устанавливали после смерти последних для увековечивания памяти. В ольмекской
культуре известны и другие каменные головы, изображающие лица, характерные для
индейского населения Мексики и не имеющие никаких негроидных черт. Можно ли
сделать из этого вывод, что правители ольмеков отличались внешним видом или
власть переходила по наследству внутри одного семейства? Вряд ли. В этом плане
ольмеки были не развиты.
Также учёных до сих пор мучает вопрос о транспортировке
огромных базальтовых глыб. Геологи установили, что базальт, из которого была
изготовлена одна из голов в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла.
Расстояние между этими двумя точками ровно 90 километров. Как же
перевозились огромные каменные глыбы? И здесь среди исследователей нет общего
мнения. Наиболее распространённая версия: базальт транспортировался водным
путём. В частности, американские археологи предполагают, что ольмеки
использовали для этого тростниковые плоты, которые сплавляли по реке в
Мексиканский залив и вдоль берега переправляли глыбы к своим городским центрам.
Для учёных-историков до сих пор остаётся «невыясненным способ обработки базальта».
Как известно, этот материал – одна из самых твёрдых вулканических пород, а
ольмеки не имели в своём распоряжении инструментов из металла. При этом тот
факт, что следов инструментов, которые применялись при создании каменных голов
не найдено, говорит о высоком мастерстве их изготовителя (или изготовителей).
Но с одного взгляда на голову становится очевидным, что для
её изготовления способ вырубки из каменной глыбы не применялся. На поверхности
скульптуры не осталось следов от резцов. И совершенно в другом свете
представляется доступной для древнего народа технология лепки скульптуры из
геополимербетона. Голова не вырубалась из монолита, а лепилась из пластической
массы, которая в затвердевшем состоянии имитирует базальт.
Самый простой способ проверить, природный базальт ли это или
искусственный камень, похожий на базальт, можно попробовать определить на
месте, используя так называемый молоток Кашкарова.
Молоток Кашкарова — инструмент предназначенный для
определения прочности монолитного бетона в изделии на месте. При
этом никакого разрушения изделия не происходит. Состоит из сменного
металлического стержня с известной прочностью (эталонный стержень), индентора
(шарика), стакана, пружины, корпуса с ручкой и головки. Согласно ГОСТ 22690-88
длина молотка 300 мм,
вес 0,9 кг. Принцип действия: молотком наносится удар по поверхности бетона.
При помощи углового масштаба или измерительной лупы замеряется размер
отпечатков, получившихся на бетоне и стержне. Зная прочность стержня, из
соотношения диаметров отпечатков вычисляется прочность бетона.
Почему при многочисленных исследованиях различных древних
построек никто не пробовал использовать этот метод? Да только потому, что
занимались исследованиями дилетанты в строительстве! И сейчас не поздно
пройтись с этим молотком по блокам пирамид в Африке и Америке, стенам древнейших
храмов, монолитным колоссам, идолам острова Пасхи, скульптурных изваяниях и
т.п.
Даже такие примитивные пробы на прочность могли бы послужить
неким реальным обоснованием в рассуждениях о способах возведения тех или иных
древних сооружений. Пока же исследователи надеются и опираются в своих выводах
лишь на личный визуальный контроль. Если каменная конструкция внешне напоминает
гранит или базальт, то делается безапелляционный вывод – гранит, базальт.
Вопросы, вопросы, вопросы и практически полное отсутствие
ольмеков. Как видите, миссия ольмеков действительно оказалась загадочнее майя.
Откроют ли свои тайны каменные головы, которые более всего напоминают голову из
пушкинского произведения "Руслан и Людмила"? Возможно, и откроют, но
это уже совсем другая история.
Рис. 3 Фигурка сидящей женщины с
зеркалом, относящаяся к 1000-600 гг. до н.э., была найдена во время одной из
археологической экспедиций в Мезоамерику. Принято считать, что зеркало было
необходимым инструментом при общении с потусторонним миром.
Археолог Мэтью Стирлинг, записал в своём дневнике следующее:
"Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы… …Несмотря
на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, её пропорции
идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она
примечательна своим реализмом. Черты её отчётливы и явно негритянского
типа".
И далее неизвестный автор статьи на сайте пишет, что:
«До сих пор остаётся невыясненным
способ обработки базальта. Как известно, этот материал - одна из самых
твёрдых вулканических пород, а ольмеки не имели в своём распоряжении
инструментов из металла. При этом тот факт, что следов инструментов,
которые применялись при создании каменных голов не найдено, говорит о высоком
мастерстве их изготовителя (или изготовителей)».
Головы явно не высечены, а слеплены скульптором из
геополимербетона. Но вот откуда взялись «негроидные черты»?
Это может означать одно – была связь между африканским и
южно-американским континентом, чего не хотят признать учёные. И лица
негроидного типа и технология создания скульптуры одинаковая. Как же это могло
быть?
Кроме того, кроме голов в Мексике имеется ряд сооружений, и
пирамид в частности построенных из геополимербетона.
Рис. 4 Пирамида Кукулькана, Мексика
Сама пирамидальная форма сооружений, технология постройки
опять-таки говорит о неком обмене информацией между удалёнными континентами.
Рис. 5 Вид на пирамиду Солнца с пирамиды Луны в мексиканском Теотихуаканасе
И не случайном обмене, когда по воле волн и штормов,
рыбаков, терпящих бедствие, отнесло от берегов Африки к Южной Америке. Всё
говорит о значительных длительных культурных контактах.
Ольмеки — древний народ, живший
в Центральной Америке в XVI — II вв. до н.э. на территории
современной Мексики. Создали первую в Америке цивилизацию, давшую
начало всем остальным индейским культурам доколониальной эпохи. По этой причине
культура ольмеков называется в Латинской Америке "материнская
культура".
Ольмеки изобрели первую
в Америке письменность (иероглифы, впоследствии развитые майя),
первый календарь и способ измерения времени, приручили собаку и индейку,
первыми начали сбор каучука и какао-бобов.
Цивилизация зародилась на
востоке территории современной Мексики, на побережье Карибского моря (в
пределах мексиканских штатов Веракрус и Табаско). Свидетельства пребывания
ольмеков находят при раскопках в Гватемале и Сальвадоре.
|