«Калиостро Александр, граф ди (наст. имя Джузеппе Бальзамо)
(1743-95), авантюрист итальянского происхождения. В молодости странствовал по
Востоку (Греция, Египет, Персия и др.), где получил некоторые знания по
алхимии, стал искусным иллюзионистом... Объявлял себя масоном высокой
ступени... осужден судом инквизиции за ересь, колдовство, масонство...»
Имя графа Калиостро, как имя честного, незаурядного
человека, удивлявшего своими знаниями и способностями современников, умерло для
потомков. Его больше не существует. Калиостро теперь не больше, чем иллюзионист
и авантюрист.
Несмотря на то, что многие обстоятельства его жизни и смерти
до конца не известны даже его палачам – католическому духовенству, энциклопедия
категорична в своем приговоре. Умереть дважды - такова была расплата за
раскрытие своей причастности к Братству Посвященных.
Стоило графу Калиостро раскрывать себя?
Но этого требовали условия поручения, которое на него было
возложено. Необходимо было будить общество, постепенно освобождавшееся от
удавок церковной власти. Наука рвалась из-под тирании эгоистичного, ревнивого
божества, из-под надзора церкви к творчеству свободного познания. И нужно было
удержать науку от безумного прыжка в другую крайность – от возведения слепой
материи в абсолютное божество, от безответственности бездушного материализма.
Для этого необходимо было открыто заявить, что приобретенные учеными знания –
только начало пути познания, что есть такие законы и такие явления, по
сравнению с которыми библейские чудеса покажутся детской игрой. Калиостро
показывал реально такие явления, говорил, кто он и кто его наставники,
подтверждал наглядно существование величайшего древнего знания. Но кто его
услышал? Многие ли? Большинство слушателей и зрителей поверили слуху,
запущенному иезуитами, что он – член их ордена, а поэтому обманщик, и после
этого его чудеса знания законов природы стали считаться фокусами и обманом.