Христианская
религия издавна отвергала "чужую" магию. Вместе с тем противоборство
"христианской магии" и "языческого колдовства" проявилось
уже во время самого зарождения христианской мифологии и морали. Речь здесь идет
о легенде о Симоне-маге. В "Деяниях апостолов" (гл.8) рассказывается,
что Симон, самаритянин по происхождению, колдовал и изумлял народ своими
чудесами. При этом "выдавал себя за кого-то великого", и народ, веря
ему говорил "Се есть великая сила Божия". Когда же апостол Филипп
стал проповедовать христианство, то Симон также принял крещение, то есть по
сути покорился более могущественному волшебнику с его магией.
По
традиционной христианской версии, Симон, увидев чудеса, творимые христианскими
апостолами "силой духа святого", захотел получить такую же силу,
передаваемую "рукоположением", и таким образом "выведать тайну",
для чего предложил деньги. После этого был проклят апостолом Павлом:
"Серебро твое с тобою да будет тебе в погибель... Итак, покайся же в этом
зле своем и помолись Господу, быть может, отпущен тебе будет умысел сердца
твоего". С тех пор, однако, продажа церковных должностей
("рукоположения в сан") называется "симонией".
Намного
больше о Симоне - маге говорится в апокрифических христианских же текстах. Они
не вошли в состав признанного Церковью Нового Завета, однако бытовали в течение
еще многих веков в рукописной традиции разных земель и народов. Это
апокрифические деяния апостолов Петра и Павла, "прение" апостола
Петра и Симона и "Клементины" - древнехристианский роман 2 века,
описывающий приключения св. Климента, папы римского, по легенде, ученика и преемника
апостола. Петра.
В них
Симон-маг обычно изображается неудачным соперником Симона-Петра (апостола
Петра, который по рождению был Симоном, однако назван Иисусом
"Петром" - "камнем"). Это известный бродячий сюжет о
"поединке волшебников". Симон - маг пытается состязаться с Симоном -
"Камнем" и терпит неудачу, также вступает в прение по основам
христианского вероучения и опять терпит поражение. Несмотря на такую
незадачливость, рассказывается, что Симон - маг умеет входить и выходить целым
и невредимым из огня, сбрасывать с себя цепи, менять свой облик, летать по
воздуху и воскрешать мертвых. Он был современником Христа и начал проповедовать
примерно в то же время. Примечательно то, что Иисус Христос Нового Завета умел
лишь "ходить по воде", то есть "укротил" стихию воды, в то
время как Симону - магу оказались "подвластны" огонь и воздух -
другие стихии. И оба они могут воскрешать мертвых. Но сверхъестественные
способности Симона - мага христианами неизменно объяснялись результатом дьявольского
наущения.
Литературное
оформление легенда о Симоне - маге нашла в христианском романе 3 века н.э.
"Римские деяния", в котором рассказывается о встрече Симона - волхва
с апостолом Петром в Риме. Как раз там появляется такая деталь как черный пес,
сопровождающий волшебника. (Этот черный пес - спутник мага будет кочевать потом
по жизнеописаниям магов Средневековья, от Фауста до Агриппы.) Симону-магу тут
также приписывается ложные похороны и воскресение, что вновь является
свидетельством его конкурентной борьбы с образом Христа. Вряд ли было подобное
соперничество между людьми - Симоном-магом и Иисусом, однако как персонажи в
коллективном воображении как минимум трех веков они соперничали друг с другом.
В христианской традиции с тех пор особенно подчеркивается роль Симона-мага как
"имитатора" Христа, не наделенного, в отличие от него, даром истинной
благодати и божественной харизмой. Поэтому Симон-маг может лишь выдавать себя
"за кого-то великого", не являясь таковым на самом деле. Церковные
историки обыкновенно относятся к фигуре Симона-мага, как к сопернику и
коварному соблазнителю той, древней, христианской паствы, который пытался
"растлить непорочную невесту Христову - святую церковь своим духовным
блудом".
Ходили также
слухи (зафиксированные христианами), будто римляне почтили Симона - мага
статуей с надписью "Симону, святому богу". На самом деле речь могла
идти о статуе древнеримского божества Семона Санка, пьедестал которой с
аналогичной посвятительной надписью и был обнаружен позже при раскопках.
Симон-маг
собрал вокруг себя последователей, которые образовали самостоятельную сексту
симониан и вскоре объявился в Риме при императоре (по одним источникам -
Нероне, то есть в 54-68 г.
н.э., по другим - при Клавдии, немного раньше, с 41 по 54 год н.э.).
По версии
"Римских деяний" там он, чтобы доказать свою власть над силами
небесными, попытался взлететь и прыгнул с высокой башни. Покорные ему демоны
подхватывают его, но апостол Петр заставляет их отступиться, и чародей
разбивается о камни насмерть. На самом деле это похоже на метафору взлета и
падения известного человека в обществе. В то же время, находят символическое
соответствие этой истории именам главных персонажей. Так Самария (Шомрон)
откуда родом Симон-маг, переводится как "сторожевая башня", а имя
"Петр" - камень.
Настоящее
время и обстоятельства смерти Симона-мага остаются неизвестными. Отдельные
группы симониан продолжали существовать еще на протяжении двух или трех
столетий, но они не пользовались уважением даже в гностических кругах из-за
злоупотребления какими-то экстремальными формами колдовства.
Считается,
что система Симона-мага была изложена им в трактате под названием Apophasis
Megale (Великое Изъяснение), исполнявшем, по-видимому, у симониан роль
"священного писания". Из этого произведения сохранились существенные
фрагменты в составе книги христианского писателя Ипполита Римского (2 век
н.э.), полемизировавшего с различными еретическими "лжеучениями".
Однако, по всей видимости, это Изъяснение было составлено уже после смерти
Симона-мага, или его самым известным учеником, тоже самаритянином, Менандром,
или даже еще более поздними последователями из симониан. Это тоже в некотором
роде дублирует историю Нового Завета, однако может быть обычным для духовных
учителей и их последователей начала нашей эры.
По словам
христианских авторов, Симон-маг утверждал, что послан в мир самим Господом, так
как управлявшие Землей ангелы стали плохо справляться со своим делом, будучи
поглощены непрестанной борьбой за первенство, а род человеческий пришел в
окончательный упадок и одичание. Соответственно, спасти мир в состоянии лишь
радикальная смена религиозной парадигмы, подготавливаемая и проповедуемая самим
магом и его сподвижниками. Руководствуясь подобными же соображениями в течение
всей христианской эпохи и по сей день появляются и выступают все новые и новые
ересиархи.
Чтобы его
весть была услышана и принята всеми народами, Симон-маг якобы явился перед
соотечественниками-самаритянами как Бог-Отец, перед членами первых
иудео-христианских общин - как безвинно убитый и воскресший Бог-Сын, а перед
язычниками - как Святой Дух, облекшийся плотью. Таким образом, он соединил в
себе три ипостаси верховного христианского Божества.
В основе
бытия, по учению Симона - мага, лежит огонь, имеющий как явную, так и тайную
сущность. Из огня, путем эманации произошли три брачные пары: ум и помышление,
звук и имя, рассуждение и переживание.
При Симоне -
маге постоянно находилась очень красивая женщина, звавшаяся Еленой, которую он
представлял как свою (т. е. Бога) первую Мысль, или Софию - Премудрость,
заключенную в человеческую плоть. Во время его проповедей эта Мысль, иногда
представала в виде абсолютно нагой Истины. Симон - маг, как и многие первые
христианские гностики, предполагал существование метемпсихоза (то есть
переселения душ после смерти в другое тело). Считалось, что Симон и Елена, как
сам Бог и Премудрость Божия, странствовали из тела в тело и, совершенствуясь в
мудрости, оставляли по себе громкую память в веках. В частности, утверждалось,
что именно эта Елена за много веков до этого была знаменитой Еленой Троянской.
Христианские
авторы по этому поводу в один голос заявляли, будто Симон-маг нашел свою Софию
именно после посещения дома терпимости в финикийском городе Тир, уведя оттуда
особенно приглянувшуюся ему блудницу. Однако современные авторы полагают, что
Елена из Тира могла быть не обычной проституткой, а "священной
блудницей" из святилища Астарты, чей знаменитый храм существовал в Тире и
был описан еще Геродотом. Также она могла и не быть блудницей, поскольку легче
всего обвинить женщину неизвестного происхождения и рода занятий именно в
подобном образе жизни. И все же по единодушному мнению современников, среди
симониан был распространен т.н. "мистический блуд", и о них говорили,
что они "живут сладострастно и употребляют любовные заклинания, заговоры и
иные приворотные средства; оттого среди них так много женщин, сбившихся с
пути".
Современные
исследователи подмечают, что действия сексуально-магического характера
изначально являлись неотъемлемой частью гностических инициаций. То же, кстати
сказать, характерно и для неогностических движений, вроде современных
телемитов. Это бывают именно ритуальные действия, нацеленные не на
"удовлетворение низших инстинктов", а на приобщение к сокровеннейшему
таинству "мистического брака", т. е. на восстановление состояния
изначальной недуальности, в которой пребывал идеальный небесный прототип
человека.
В отличие от
апостолов Христа, Симон-маг считал церемониальную магию одним из кратчайших
путей к постижению Бога. Потому он и снискал себе славу могущественнейшего
чародея своего времени. К примеру, когда он желал обратиться к помощи духов, то
совершал следующую манипуляцию: записывал на куске пергамента свою просьбу или
обращение, ставил посреди святилища раскаленную жаровню и бросал в нее свои
записи вперемешку с именами духов и магическими заклятиями. Через недолгое
время "начинало казаться, будто божественный Дух овладевал волхвом,
который погружался в такое состояние, что мог ответить на любой вопрос. При
этом над пламенеющей жаровней появлялись фантастические привидения, а иногда
огонь спускался прямо на те предметы, на которые он указывал, или же вызванное
им божество, пересекая комнату, прочерчивало в своем полете огненные
круги". Так, в глазах своих соперников, он был не только ересиархом, но и
волшебником - теургом.
Говорилось
также, что поскольку спасение достигается не добрыми делами, но знанием,
даруемым свыше, человеческая жизнь не нуждается в моральных запретах и все
допустимо. Подобное утверждение могло бы быть тенденциозным христианским
домыслом, однако негативное отношение к симониатам как к "очень плохим
колдунам" свидетельствует, скорее, именно об искажении моральных норм
внутри этого духовного течения.
Современные
исследователи справедливо характеризуют (по тем же отрывкам из "Великого
Изъяснения") Симона-мага как "учителя", обладающего отличной
способностью к синтезу различных религиозно-философских и эзотерических систем
и традиций своего времени. И в тоже время отмечают его несколько облегченный
подход ко всем положенным в основу его доктрины мистическим и философским идеям.
Все это вместе характерно для многих эклектических духовных учений и сект как
недалекого прошлого, так и настоящего.
Легенда о
Симоне-маге была хорошо известна в средние века, в частности в Германии. Она
вошла в "Императорскую хронику" - немецкую поэму середины 12 века, и
имевшую широкое распространение. Так легенда о Симоне-маге была хорошо знакома
и протестантским богословам и демонологам 16 века. О нем говорилось, в
частности, что в латинском окружении Симон использовал прозвище Faustus
("благодатный"). И в 16 веке в Германии появляется вначале быть может
один, затем многие люди, называющие себя Фаустус, именно в честь мага -
соперника апостолов. Германские Фаусты путешествуют, составляют гороскопы,
рассказывают о своих магических подвигах. Им верят, но помнят о Симоне -
самаритянине. В народе живет образ странствующего колдуна с дурным характером.
Образованные люди приписывают немецкому Фаусту и черного пса (позже так ярко
проявившегося у Гёте), и Елену Прекрасную, сопровождавшую доктора Фауста в
конце его жизни, также как Симона - мага, только уже вызванную им из царства
мертвых. Фаусту приписывают неудачный полет с венецианской башни (однако не
смерть). Литературные обработчики легенды о Фаусте, в частности Гёте, вводят и
другие элементы непосредственно из легенд о Симоне-маге: кроме черного
пса-спутника, это создание гомункулуса, которого в "Клементинах"
творит Симон-маг с Еленой, а в "Фаусте" Гёте - сам доктор, создавая
себе ученика - Вагнера.