Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
дает следующее определение: "Юродиевые — люди, принимавшие на себя из
любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия — юродство
во Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни
земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но
принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда,
дозволяющего иногда соблазнительные действия. Эти сподвижники не стеснялись
говорить правду в глаза сильных мира сего и утешали людей благочестивых и
богобоязненных". Таким образом, юродиевые не были безумны в обычном
понимании, но принимали соответствующий вид и под личиною юродства совершали
такие гражданские подвиги, на которые не решались люди обыкновенные из страха
перед сильными мира сего или из житейских расчетов.
Большинство юродиевых Востока и
Руси были иноки. Как правило, они с ранних лет посвящали себя служению Богу, много
молились, отрекались от всех земных привязанностей, покидали родительский кров,
родных, изнуряли свое тело наготою, томили себя голодом и жаждой, скитались, не
имея пристанища, а ночи проводили не столько в отдыхе, сколько в молитве.
"Увлекаемые непреклонною силою воли ко внутренним и внешним подвигам,
эти неусыпные стражи спасения старались достигнуть такого состояния, чтобы ни
во внутренней, ни во внешней своей природе ничего не слышать, никаких движений
не ощущать, кроме одной мысли о Боге" (Ковалевский И. Юродство во Христе.
М., 1895. С. 13).
Такой образ жизни, психический
настрой приводили к тому, что у некоторых юродиевых проявлялся пророческий
дар. В жизнеописаниях юродиевых имеются ясные указания на то, что некоторые из
них обладали способностью предсказывать будущее.
Предсказания нередко облекались в
своеобразную форму. Зная, что люди обращают внимание на внешнее и, чем оно
страннее, тем больше привлекает к себе внимание, юродиевые, желая предостеречь
от беды, совершали какой-нибудь странный поступок, приводивший всех в
недоумение, а когда их спрашивали объяснение, юродиевые раскрывали внутренний
глубокий смысл поступка.
Св.Симеон. Родился около
522 года н.э. в городе Эдесе в богатой семье. Прожив 30 лет в доме родителей,
он отправился в Иерусалим поклониться "честному древу крестному". В
582 году в возрасте 60 лет принял на себя подвиг юродства. Преподобный Симеон
предвидел и предсказывал будущее. Так Симеон предсказал страшное
землетрясение, случившееся в царствие Юстиниана (483—565 гг.): Однажды он пред
наступлением землетрясения взял где-то ременный кнут и, обходя город, ударял им
каменные столпы, на которых утверждались здания. Ударяя одни, он говорил:
стойте крепко, Господь повелевает вам. Ударяя другие, он говорил: вы падете. Подойдя
к одному столбу, он сказал: а ты ни стой, ни пади. Когда произошло
землетрясение, все те столпы, которым Симеон велел стоять, остались целыми, а
те, коим велел упасть, сокрушились вместе со зданиями. Наконец, тот столп,
которому Симеон сказал: ты ни стой, ни пади, расселся надвое сверху донизу и
несколько наклонился в сторону, но не пал, а стоял... Подобно сему пред
наступлением моровой язвы, Симеон заходил в городское училище и, целуя
некоторых из детей, говорил им: идите, дорогие мои! Идите, хорошие мои! Потом,
обращаясь к учителю, говорил ему: Господа ради, не бей тех детей, которых я
целую; потому что они идут в далекий путь... Но вот наступила моровая язва, и
ни один из тех учеников, которых целовал святой, не остался в живых"
(Жизнь преподобных отцов наших: Симеона, Христа ради юродиевого, и Иоанна,
спостника его. М., 1866. С. 46-48).
Прокопий. Умер в 1303
году. Иностранный купец, торговал в Новгороде. Говорят, что он предсказал 3-х
летней Марии, что у нее родится сын — Стефан Пермский, создатель
коми-пермяцкой азбуки, просветитель, первый святой, канонизированный русской
православной церковью. В замечательном памятнике древнерусской литературы
"Четьи Минеях" рассказывается, что Прокопий увидел 3-летнюю
отроковицу Марию, поклонился ей до земли, сказав: "Се грядет матерь
великого Стефана епископа учителя Пермского".
Михаил Клопский. XV век.
Известно, что он предвидел падение Новгорода, предсказал рождение царя Ивана
Грозного. Однажды преподобный Михаил был в обители Святителя Николая в Вяжицах,
туда же прибыл и архиепископ Евфимий, основатель Вяжицкого монастыря.
Неожиданно блаженный Михаил очутился на колокольне и зазвонил во все колокола.
"Что это значит?" — спрашивал народ. "Ныне в Москве радость, —
говорил, юродствуя, Михаил. — У Великого князя родился сын Тимофей, он же и
Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царству наследник, и всем
окрестным странам страшен будет, и сего вашего Новгорода обладателем будет, и
гордыню вашу упразднит, и в свою волю вас приведет, все ваше самовластие
разрушит". 22 января 1440 года родился князь Иван Васильевич, будущий царь
Иван Грозный, человек с железной волей, покоривший Новгород в 1471 году.
Василий Блаженный. XVI
век, Москва. "В 1521 году при царе Василии Иоанновиче в одну ночь блаженный
пришел к кремлевскому Большому Успенскому собору и, став против дверей его,
долго молился со слезами вместе с некоторыми благочестивыми людьми об избавлении
Москвы от грозящей опасности. Вдруг все они с ужасом услышали большой шум:
двери соборные отворились, раздался в соборе голос, обличавший Москву в
беззакониях, чудотворный образ Владимирской Божией Матери двинулся с места, и
послышались слова: "Икона со святителями хочет удалиться из града". В
это же время во всем соборе показался огонь, и его пламя, выбивавшееся из окон
и дверей собора, ярко осветило соседние храмы. Узнав об этом видении, Москва с
тревогой ожидала какой-нибудь беды. И беда не заставила себя долго ждать: в том
же году татарский хан Магомет-Гирей неожиданно подступил к Москве, выжег ее
окрестности и привел ее в ужас; — столица готовилась к гибели и только Божия
помощь спасла ее: устрашенный чудесным видением, хан отступил от Москвы. В
1547 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном, июня 20, блаженный Василий
пришел в Воздвиженский монастырь (ныне Воздвижения на Воздвиженке) и стал здесь
горько плакать. Никто не понял в этот день, о чем плакал блаженный, но зато на
следующий день причина слез объяснилась: 21 июня загорелась в Воздвиженском
монастыре деревянная церковь, огонь, усиливаемый бурей, распространился на
соседние здания. Вскоре вспыхнул Кремль, Китай-город и Большой Посад; вся
средняя часть Москвы сделалась жертвою огня; царские палаты, соборы, церкви
приходские и монастырские со всею казною и сокровищами — все сгорело. О
спасении их нечего было и думать, когда от огня железо рдело, как в горниле,
и расплавленная медь текла по земле, как вода. Одних взрослых (не считая
младенцев) сгорело тогда 1700 человек. Вот какое страшное бедствие оплакивал
накануне блаженный" (Кузнецов И. Московский Покровский и Василия
Блаженного собор. М., 1914. С. 45-47).
Василий Блаженный предсказал и
наследника царя. Как известно, после Ивана Грозного на трон должен был взойти
его старший сын Иоанн. Когда Василий Блаженный умирал, царь вместе с обоими
сыновьями и дочерью Анастасией пришел проститься и просить его помолиться за
них. На смертном одре блаженный неожиданно обратился к младшему сыну царя
Федору и ему, а вовсе не старшему, предрек принять царство. Так и случилось,
хотя в тот момент ничто не предвещало сыноубийства. Когда трон опустел, на него
вступил младший — Федор.
Пелагея. Жила в
Серафимо-Дивеевском монастыре, умерла в 1884 году. Лишенная, по-видимому,
разума, она имела дар предрекать будущее, врачевать недуги словом или прикосновением.