Интервью депутата Государственной Думы С.Е. Савицкой
корреспонденту Интернет-издания ЗАКС.ру
- Председатель Федерации профсоюзов Петербурга и
Ленинградской области Владимир Дербин на днях заявил, что петербургские
оборонные предприятия простаивают без заказов, не подписано ни одного
контракта. Все действительно настолько плохо, или он сгущает краски?
- Как раз в начале апреля в Комитете по обороне мы проводили
слушания по этому вопросу с участием руководства Министерства обороны, в том
числе замминистра по вооружениям Владимира Поповкина. Многие депутаты из разных
фракций и регионов задавали один и тот же вопрос: директора многих предприятий
дают информацию, что не заключаются контракты, а если заключаются, то не
переведены деньги. От Минобороны мы получили развернутое объяснение. С одной
стороны, министерство проводит жесткую политику финансирования с точки зрения
обоснованности трат на закупку вооружения. Эта жесткая линия выглядит так: мы
будем финансировать только то, что относится именно к оборонному заказу, те
вооружения и разработки, которые заказывает министерство, и не собираемся
финансировать побочные виды деятельности этих предприятий. Учитывая, что
большинство предприятий ВПК акционировано, и некоторые находятся полностью в
ведении частных лиц, это, я считаю, правильно - зачем полностью содержать
предприятие, на котором оборонный заказ составляет, допустим, 30 процентов от
его деятельности?
А руководители предприятий зачастую накручивают проценты на
стоимости техники. Такие цены выставляют, которые растут с каждым годом,
обгоняя инфляцию. У нас хорошее вооружение, но оно не в два-три раза дороже
того, что делают за рубежом! Бывает, что цена на порядки выше, чем на
зарубежные аналоги, причем не на китайское или индийское оружие, а на
американское, НАТОвское. В этом году было выделено гораздо больше средств на
оборонный заказ. Собственно, Анатолия Сердюкова, человека невоенного, но
неплохо разбирающегося в финансах, и поставили следить за этими деньгами.
Некоторые виды вооружений не закупают, потому что Минобороны
видит, что цены явно завышены. Это с одной стороны. С другой - Минобороны ввело
правило, по которому не переводятся деньги за контракт, даже авансовые платежи,
если основной заказчик не представит контракты, заключенные с поставщиками
комплектующих техники. В предыдущие годы с основным производителем заключался
контракт, деньги переводили, а тот не расплачивался со смежниками, которые не
выпускали продукцию.
Кроме того, далеко не со всеми заключены договора из-за
системы аукционов. Система госзакупок, установленная Федеральным Законом №94,
распространяется и на вооружения. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы срочно
каким-то образом этот закон ФЗ-94 изменить в отношении оборонного заказа. Ведь
если желающих, скажем, вывозить мусор из города может набраться десяток, и
можно выбирать, то, например, истребитель, как правило, может производить
только одно предприятие. Но все равно их заставляют объявлять конкурс, а от
объявления конкурса до заключения контракта два месяца уходит, хотя заранее
понятно, кто будет выполнять. Начиная с января, уже на два месяца было затянуто
заключение многих контрактов. Это надо срочно менять.
- Но, например, на верфях несколько другая ситуация, они
могут конкурировать друг с другом.
- Да, это ситуация, когда может быть конкуренция. Ситуации
бывают разные. Если есть конкуренция, тогда можно использовать аукцион. Но
аукционы все равно не всегда лучший выход, по закону ведь заказчики не должны
смотреть на опыт, а только на то, кто даст меньшую цену. Зачастую кто-то
выставляет демпинговые цены, и тогда обязаны дать контракт, а потом выясняется,
что предприятие не может выполнить заказ, а цену такую назвало, только
чтобы заказ получить. Это мы встречаем сплошь и рядом.
- Тот же Поповкин сообщал, что уже большая часть денег по
оборонному заказу перечислена на предприятия.
- На начало апреля была заключена половина контрактов, на
137 млрд. рублей. А деньги получили не больше половины предприятий. В чем дело?
Как объясняют в Минобороны, они перечисляют деньги на предприятие, но через
Министерство финансов, которое уже и должно перечислять деньги! Минобороны само
не может перечислять. Так вот, Минфин как занимался торпедированием оборонного
заказа, начиная с 1992 года, так и продолжает этим заниматься. Чиновники
Минфина были основными, кто способствовал снижению боеготовности армии.
Платежки могут лежать в Минфине неделями, потом сто раз исправляться - идет
искусственное затягивание контракта, и это было всегда. Я думаю, что там есть
система откатов, как была, так и есть, в том числе, в оборонном заказе. Я знаю,
что гонцы с заводов все время там толкаются. Таким образом, замедляется перевод
денег предприятиям, таким образом, Алексей Кудрин борется с инфляцией, снижая
денежную массу. Совершенно порочная практика, и отыгрывается он все время на
оборонном заказе. Все эти годы они проводили политику прямого
недофинансирования армии.
- Получается, что с одной стороны во всем виновато
Министерство финансов, а с другой - производители.
- Я не ищу виновных, я рассказываю о ситуации. Я лишь
рассказываю о том, почему деньги, которые уже выделены, не доходят до
получателя. На начало апреля только половина денег, которые были уже
проплачены, дошли до предприятий. Не все так просто, и далеко не всегда можно
стопроцентно верить директору завода, который бьет себя кулаком в грудь. Иногда
и Минобороны ошибается, не все конкурсы объявили вовремя, некоторые проводятся
только сейчас. Ряд предприятий и не получат заказа, на который рассчитывали,
потому что в министерстве начинают выбирать, и где завышены цены, не закупают.
- Нередко в итоге происходит удорожание конечной стоимости
техники.
- В том-то и дело, что конечная стоимость должна быть
заложена в контракте. В реальности хитрецы-директора, участвующие в конкурсе,
понимают, что нужно дать меньшую цену. Сейчас Поповкин правильную позицию занял
- согласований не будет, никакого увеличения стоимости, и все. Так и должно
быть.
- В конечном счете в споре директоров предприятий и
министерств страдают люди, остаются без работы, заводы встают.
- Заводы находятся на грани остановки, потому что все эти
годы действовала порочная практика жизни в кредит, созданная, кстати,
Министерством финансов. Минфин систематически начинал финансировать оборонный
заказ чуть ли не с третьего квартала года. Основная масса денег приходила чуть
ли не в декабре. И предприятия понимали, что деньги им рано или поздно
перечислят, и брали кредиты. Почему люди и не оставались без работы, и не было
такой ситуации. Банки давали кредиты, потому что предприятия предъявляли свой
договор с государством, это как гарантия. Сейчас кредитов никто не дает, а
предприятия привыкли так работать. И мирились с этим, и молчали в тряпочку, и
чуть ли не откаты в Минфине давали за то, чтобы им перечислили средства, эта
цепочка так и крутилась. В итоге банки были при марже, предприятия худо-бедно
работали, людям платили из кредитных денег, чиновники решали свои проблемы -
откаты и борьба с инфляцией. Ведь если ты деньги отдашь в декабре, то инфляция
аукнется через два месяца, и показатели за год останутся приличными.
Сейчас одно звено рухнуло - кредитов нет в банках, потому
что правительство совершенно бездарно раздало деньги банкам ради сохранения
системы. Система устояла, но все это можно было сделать по-другому. Сейчас
Путин говорит, что деньги, выделенные банкам, должны быть обязательно пущены на
выдачу кредитов под три процента - так это надо было осенью говорить! Они этого
не сделали, и банки просто спекулятивно закупили валюту и нажились, а кредитов
тех нет. Директора не могут взять кредиты, договора еще не заключены, плюс
задержка с финансированием Минфина, потому они и кричат, что сейчас рухнут.
Результат во многом неграмотной финансовой политики.
- Какой выход может быть из ситуации?
- Выход один - менять финансово-экономическую политику
правительства.
- Могло бы помочь наделение Минобороны правом самостоятельно
перечислять средства?
- Этого не позволяет Бюджетный кодекс, который приняло
правительство. А правительством, строго говоря, руководит не премьер.
Правительством на 80% все эти годы руководит Министерство финансов. Не случайно
Минфин возглавляют только люди из того самого чубайсовско-гайдаровского клана.
Если эту команду не менять, не менять подходы, не бороться с коррупцией, света
в конце тоннеля я не вижу. К сожалению, премьер Путин, выступая в Госдуме, дал
понять, что Минфином он доволен, банками он доволен.
- Обвиняют менеджмент в неумелых действиях, но не все же
директора занимаются демпингом на аукционах. Как можно разделить их, если закон
один для всех?
- В каждом конкретном случае должен быть свой подход,
индивидуальный. У нас не так много оборонных предприятий, не десятки тысяч,
сотня-две - это как раз поддается управлению вручную. Оборонка - это такая
отрасль, где нужно вручную заниматься с каждым заводом, с каждым видом
вооружений. Раньше так и было, те люди, которые отвечали за оборонный заказ,
Минобороны, напрямую были связаны с заводами и заинтересованы. Те, кто
заказывал технику, были соучастниками создания вооружений, знали каждого
директора, каждое предприятие, руководили военпредами. Сейчас все-таки качество
сборки упало, меньше требовательность к военпредам. Военпреды нередко
прикормлены директорами заводами, а директор, как правило, не нищенствует, даже
если предприятие на грани банкротства.
А сейчас? Что заявил Анатолий Сердюков на правительственном
часе, когда его спросили о финансировании оборонки? Он сказал: «Я не отвечаю за
состояние оборонных предприятий, это не моя прерогатива», дескать, я этим не
занимаюсь. Человек не понимает сути того, чем должен заниматься и он, и его
прямые подчиненные.
Есть моменты, которые мне не очень нравятся - сейчас
заключили контракт на закупку нескольких БПЛА в Израиле. Пытались у нас
заказывать, но поняли, что нужного качества не получат. Да, были вынуждены
пойти на это, но мы в комитете заявили, что можем это рассматривать только как
временную меру, чтобы подтолкнуть наших конструкторов, и посмотреть технику в
деле. Раньше ведь БПЛА у нас разрабатывали, но не до конца довели из-за
перестройки. А вообще у нас, конечно, должно быть свое вооружение.
- Объем иностранных заказов на оборонных предприятиях сейчас
не снижается?
- Портфель текущих заказов сформирован уже года полтора
назад. Вообще, это коммерческая тайна Рособоронэкспорта, но насколько я знаю,
сейчас пока снижения нет.
- Приходилось видеть статистику, что в 90-е годы было больше
поставок вооружения в армию.
- Если считать поштучно, то оборонный заказ ведь в советские
времена был большой, Гайдар урезал его в свое время в четыре раза, но он был
настолько велик, что и урезанным оставался значительным. На этом заделе еще
какое-то время жили, арифметически может быть, и больше поставок было, чем
сейчас, но все равно не столько, сколько нужно. А когда Путин пришел к власти,
стало еще меньше - бывало, один самолет поставлялся в год, один вертолет.
Подводные лодки вообще раз в несколько лет.
- Расходы на оборону при этом постоянно росли.
- Они не росли, росли только на величину инфляции, и то на
содержание армии, а на оборонку не росли. Только вот в последние годы произошло
увеличение.
- А насколько сильны протестные настроения рабочих на
предприятиях?
- Я бы давно уже не терпела на их месте. Но народ у нас
терпеливый, и власть знает это, цинично пользуется этим. Посмотрите, какие
протестные выступления в Италии, Франции, когда их хоть чуть-чуть притесняют -
миллионы выходят на улицу. Говорят, правда, что у нас долго запрягают, но
быстро ездят, но власть для этого и запугивает людей. Вот на Дальнем Востоке
ОМОН напустили на демонстрацию. Отчасти народ еще боится, не выдавил до конца
из себя крепостного, некоторые думают, что бесполезно все.
- А митинги и выступления полезны?
- Чтобы организовывать протест, нужны политические партии,
ведь профсоюзы у нас карманные. Еще бытие не определило сознание. Когда бытие
определит сознание, тогда, наверное, народ и выйдет. Но должны быть и
организаторы. Сейчас кризис еще не сильно нас достал.
- Вы разделяете мнение, что осенью будет хуже?
- Вполне возможно. И дело не только в цене на нефть. Чиновники
думают, что если она подорожает, то все наладится, но это иллюзия. Дело и в
производстве. Ну и что, что будет дороже нефть, от этого ни население, ни
предприятия ничего не получат, только олигархи и некоторые госструктуры вроде
«Газпрома». Волна не возврата кредитов растет, экономисты говорят, что если
будет 10% не возврата, это уже катастрофично для банковской системы. Не хочу
изображать из себя большого экономиста, но ситуация может усугубляться. Мы так
и не удосужились слезть с нефтяной иглы, когда была возможность, когда были
деньги, а сейчас правительство провозглашает лозунги, что надо срочно
переходить на высокие технологии, не всегда даже понимая, о чем говорят.
Нанотехнологии сейчас не спасут, на них деньги нужны, а деньги уже профуканы.
Наши граждане на прошлых выборах сами проголосовали за этого
президента и «Единую Россию», и теперь должны понимать, кто должен отвечать. В
нашем кризисе виновата не Америка, у которой грохнулись ипотечные банки, не еще
кто-то, не надо за рубежом искать виновников. За все, что сейчас происходит,
несет ответственность «Единая Россия» и ее лидер Путин. Это должны понимать
граждане.