На прошедшем в Госдуме круглом столе фракции КПРФ
обсуждалась ситуация в армии. И в конце концов круглый стол превратился в
трибуну, с которой возмущенные военные, ученый и депутаты говорили о
наболевшем.
Недопустимо проводить реформы в отсутствие национальной
военной доктрины, заявили участники «круглого стола», проведенного в Госдуме 21
апреля фракцией КПРФ на тему «Состояние и перспективы развития Вооруженных сил,
укрепление обороноспособности РФ».
Год назад депутаты-коммунисты проводили обсуждение ситуации
в армии. Тогда еще не было массовых увольнений, да и финансово-экономический
кризис только маячил в отдалении. Сегодня очередные армейские реформы стали
тяжелой явью, а обрушившийся кризис накалил до предела армейскую среду и
связанный с ней военно-промышленный комплекс (ВПК). Поэтому «круглый стол»,
состоявшийся во вторник, превратился в трибуну откровенности и возмущения.
Военные, депутаты Госдумы и региональных заксобраний, представители оборонных
предприятий, общественных движений, ученые не просто делились наболевшим. Они
говорили, что уже и терять нечего, и что надо идти путем конкретных совместных
действий.
Можно ли верить руководителям РФ, Минобороны, уверяющим, что
реформы нужны для переоснащения армии? Ничего, кроме распродажи армейской
недвижимости, сворачивания ВПК и увольнения опытных офицеров, в армии не
происходит. Вместо поставок современной техники грянуло переодевание: форму
заказали у Юдашкина за 100 млн руб., пошили шинели по 12 тыс. руб., галстуки –
по 600 руб. Затратили огромные деньги. А для чего? Чтобы шинелями свежего
покроя прикрыть техническую отсталость? Или чтобы скрыть под галстуками
коррупцию, поразившую высший офицерский состав?
Депутат-коммунист Владимир Кашин привел пример: чиновники
«арбатского округа» продали коммерсантам ракетное топливо – якобы непригодное –
по цене, заниженной в 40 раз. А потом купили его же для Космических войск и
оборонных предприятий, но уже по рыночной стоимости. По словам Главного
военного прокурора С.Фридинского, такой криминальный «фокус» обошелся казне в
430 млн руб. 250 млн руб. составил ущерб, нанесенный казне в Сухопутных войсках
при решении жилищной проблемы.
Финансовые нарушения на сумму 2 млрд 937 млн руб. при
использовании бюджетных средств в 2008 году выявила Счетная палата, сообщил
аудитор Николай Табачков. В целом в Вооруженных силах (ВС) злоупотребления
исчисляются миллиардами бюджетных средств. В том особенность «реформирования».
Можно ли удивляться тому, что армия деградирует?
Тревогой было переполнено выступление Александра Соболева,
депутата Заксобрания Челябинской области: «В отличие от отечественных ракетных
традиций взят курс на переход к ракетам малой боевой нагрузки, что ведет к
снижению эффективности как отдельных ракет, так и боекомплектов, размещаемых на
подводных ракетоносцах».
Научная база российской оборонки, считай, ликвидирована.
Стратегическое сдерживание обеспечивается жидкостными ракетами, созданными в
Советском Союзе. Но сроки завершения их эксплуатации неуклонно приближаются.
Вот-вот советская «Булава» уступит зарубежному аналогу «Трайдент-1». Что
дальше?
Морально-нравственный дух защитника Отечества подорван.
«Армия нуждается в оздоровлении, – доказывал старший лейтенант из города
Новомосковска Тульской области, участник грузино-югоосетинского конфликта Иван
Серёгин. – Раньше служить в армии было почетно, а сегодня доблестью считается
откосить от армии. Пока не изменим социальную политику в стране, пока не будут
у нас уважаемы и справедливо обеспечены пенсионеры, дети, семья, до тех пор и
армия к лучшему не изменится».
Участники «круглого стола» пришли к выводу, что российская
олигархическая власть приняла твердое решение ликвидировать ВС как важнейшую и
главную системную организацию, обеспечивающую военную и национальную
безопасность страны. Можно и более радикальные выводы делать в отсутствие
военной доктрины. Появится ли она вообще – неизвестно, молчат на этот счет и
главнокомандующий, и Минобороны. Только специалисты утверждают, что в
Минобороны и Генштабе военной доктриной заниматься некому, нет стратегических
умов и Генштаб давно уже не «мозг армии». Поэтому и делается все по принципу
«палец–пол–потолок».
Выступающие убеждены, что в армии намеренно создается хаос.
Деморализованных военных, лишенных элементарной социальной защиты, легче
подминать под пяту властей. Только защищать, бороться и сопротивляться такая
армия не будет. «Это самая страшная перспектива для нашей страны, оказавшейся в
кольце недругов», – говорили собравшиеся.
Пугающие черты «нового облика». Выступление депутата
адмирала В.П. Комоедова:
– С распадом СССР нарушилось стратегическое равновесие сил в
мире. Усилились внешние угрозы России. Одновременно идет жесткое
противодействие укреплению России. Продолжается наращивание военных группировок
потенциального противника вблизи границ России. Резко активизировались
территориальные претензии к России со стороны ряда государств.
Царь Александр III в свое время метко заметил: «У России нет
друзей, а есть только два верных союзника – ее армия и флот». Этих верных
друзей нынешнее руководство РФ отбрасывает, развернув разгромную реформу
Вооруженных сил под предлогом «обновления их облика».
Между тем военные угрозы для России становятся все более
ощутимыми. США разработали «Стратегию модернизации армии», где утверждается,
что ближайшие 50 лет – это годы постоянных вооруженных конфликтов: человечество
будет воевать за природные ресурсы. Главными объектами воздействия янки
обозначили Китай, Индию, Бразилию и Россию.
Только с океанских направлений на нас готовы обрушиться 2,5
тыс. ракет морского базирования, способные поразить до 80% территории России и
до 65% ее военно-промышленного потенциала. К этому надо добавить возможности
воздушно-космической и сухопутной группировок. НАТО в Европе имеет 36 дивизий,
120 бригад, 11 тыс. танков, 22 тыс. арт.систем, более 4,5 тыс. самолетов.
Вооруженные силы США в Тихоокеанском регионе имеют три
дивизии – две бригады, 2000 танков, 1500 арт.систем, 1000 боевых самолетов. В
армии Японии – 12 дивизий, 8 бригад, 1000 танков, 3 тыс. арт.систем, более 500
самолетов.
Нынешнее состояние обороноспособности России совершенно
неприемлемо. Необходимость преобразований есть. Однако все «реформы» после 1991
года можно рассматривать как провальные. Формула знаменитого немецкого генерала
Клаузевица гласит: «Не спеши ломать сложившиеся организационные структуры, не
создав им хотя бы равноценную замену». В нынешней России этот принцип начисто
игнорируется, ибо сама новая Россия создается вне логики.
В преамбуле военной доктрины, утвержденной Б. Ельциным в 1993 г., утверждалось, что
внешних врагов у России нет. Армия нацеливалась на решение внутренних задач.
В 1996–2000 гг. было проведено кардинальное сокращение армии
и флота до 1,5 млн. человек. Вооруженные силы утрачивали свой боевой потенциал,
несли тяжелые потери в Чечне, деградировали морально. В 2000–2006 гг. был
принят ряд концептуальных документов. Но основной формой реформирования
по-прежнему было сокращение численности личного состава и вооружения. Нынешний
этап «реформы» – самый разрушительный.
Основные проблемы «нового облика»:
1. Один год служба по призыву не позволяет подготовить
классного специалиста. Оптимальный срок – 1,5 года с тремя призывами. Надо
увеличить призывной возраст до 19 лет. Нужна смена сознания молодых людей от
воинской «повинности» к осознанной необходимости и пониманию пользы службы для
гражданской жизни.
2. Великую Отечественную войну выиграли мобилизационные
ресурсы. Но кто ныне готовит эти ресурсы, выделяет организационное ядро? Кто
занимается боевым слаживанием, заблаговременной подготовкой?
3. Перевод страны с мирного на военное положение, особенно
промышленности, в условиях частной собственности. Нужна новая концепция. Сейчас
плана мобилизационной готовности нет.
4. Подходы к составу и состоянию ВС РФ должны быть разные,
сбалансированные в зависимости от региона страны. А так называемые «Силы
постоянной готовности» – это пузырь: его проткнут гвоздем. Все войны выиграны
резервами и запасом прочности, созданными заблаговременно, в мирное время.
5. Основные усилия надо сосредоточить на перевооружении
армии, оснащении ее современными, высокоточными, серийными образцами оружия.
6. Переход к 3-звенной системе управления – ошибка. Это
резко снизит боеспособность войск, уничтожает мотивацию военной службы
(теряется смысл в службе старшего офицера) и нарушит наши вековые традиции
военного строительства. Планируемое уничтожение полков, дивизий и армий,
которые доказывали свою эффективность в течение столетий, связано с тем, что руководство
страны не понимает специфики России, ее армии, флота и военной службы в целом.
США – государство, защищенное двумя океанами. Их армии всегда ведут войны на
других континентах. Мы исторически ведем боевые действия на своей земле и
обязаны иметь постоянные региональные группировки войск и сил – военные округа.
8. Военное образование – главное звено военной реформы.
Сегодня положение здесь многократно хуже, чем в советское время: советская
военная мысль закончилась, а российской военной мысли просто нет.
Власть должна понять, что офицеры – это государственная,
патриотическая и профессиональная корпорация. Унижать офицеров недоверием,
невниманием и собственным воинствующим непрофессионализмом нельзя. «Униженные и
оскорбленные» способны только на бунт, войну они не выигрывают. При нынешнем
подходе к системе подготовки кадров, офицеров, генералов и адмиралов, способных
победить, не будет.
Что делать? Прекратить ломку армии и флота, восстановить
боеготовность оставшихся частей и соединений. Разработать программу военного
строительства на основе новой Военной доктрины государства. Оформить проведение
военной реформы принятием закона «О военной реформе». Создать Государственный
центр стратегического анализа, возродить нашу национальную военную мысль.
ВПК страны вернуть в государственную собственность и
обеспечить оборонным заказом. Нынешнее оружие и боевую технику модернизировать.
Организовать контроль общества за ходом реформы.
Без ядерного щита нам не позволят встать с колен!
Юлий Квицинский, первый заместитель председателя думского
комитета по международным делам:
– Обсуждаемый вопрос имеет большую международную
составляющую. В последнее время только и разговоров, что о предстоящем
переналаживании отношений с Западом после прихода в Белый дом «товарища Обамы».
Спору нет, сотрясаемые кризисом и крепко увязшие в Ираке и Афганистане
американцы вынуждены на время воздерживаться от своих привычных ломовых приемов
в проведении внешней политики или менять ее нюансировку. А прежние претензии на
непререкаемый авторитет и лидерство в мире поставлены под вопрос. Американская
«универсальная» финансово-экономическая модель в результате краха Уолл-стрит
серьезно дискредитирована. Поколеблена насаждавшаяся многие десятки лет вера в
то, что американская демократия является образцом для обязательного подражания
всем миром.
Под вопросом оказалась и прежняя непререкаемая военная мощь
Америки. Ей не удается добиться победы в тех войнах, которые самоуверенно
начинал Буш. Америка стала в последние годы самым ненавидимым государством во
многих регионах мира. Линия на дальнейшее продвижение сферы американского
влияния на восток Европы после неудачной военной авантюры Саакашвили впервые
дала сбой и вызвала нарушение единства в НАТО – главной опоре влияния США в
Европе. Газовый спор с Украиной наглядно продемонстрировал уязвимость лидеров
националистического бандеровского движения. А именно на них сделали ставку США.
Усиливающееся пророссийское движение в Крыму, а также быстро набирающий обороты
кризис в индустриальных и юго-восточных регионах Украины, где в основном живут
русские, вызывает в США и Евросоюзе опасения за дальнейшую целостность Украины.
Вынужденное откладывание приема Грузии и Украины в НАТО заставляет нервничать
поляков, прибалтов и чехов – наиболее активную антироссийскую часть «восточного
балкона» НАТО – и сомневаться в готовности союзников прикрыть их, если бы они
ввязались в какой-либо конфликт с Россией.
Натолкнулись на препятствия попытки США и ЕС осуществлять
проникновение в Среднюю Азию. В условиях укрепления Шанхайской организации
сотрудничества лидерам Среднеазиатских республик становится все труднее
лавировать между Россией, Китаем и США. Не дают также ощутимых результатов
попытки США вбивать клинья между Россией и Китаем. В тупик зашла и американская
политика в отношении Ирана.
Перечень американских неприятностей и неудач можно было бы
продолжить. Однако представляется преждевременным делать вывод, что предстоит
серьезный поворот во внешней политике США в сторону реализма, уважения
международного права, сдержанности в применении силы и готовности строить
отношения с нами на честной равноправной основе. Наша «демократическая
общественность», правда, сейчас спит и видит, что возвратятся времена Ельцина,
Гайдара, Козырева и Чубайса в результате размягчения американского курса. Но
серьезного поворота, конечно, не будет. Стратегические цели американской
политики вряд ли изменятся. Смысл появления Обамы у власти состоит в ином – в
попытке добиться реализации прежних целей, но более гибкими средствами. Или перенастраивание
отношений с Россией в Вашингтоне пока понимают только в плане вовлечения нас в
решение задач их, американской, политики, а не в смысле уважения наших законных
интересов.
С этой точки зрения взгляните повнимательнее на
заключительное заявление юбилейной сессии НАТО по поводу 60-летия союза. Там
был «товарищ Обама», там были ведущие европейские державы. Текст совместно
разработанного заявления свидетельствует о том, что политика Буша во всех
подробностях была закреплена и будет проводиться дальше, и это нам больших
надежд не дает. Судите сами.
– прием Грузии и Украины в НАТО на время откладывается, но с
повестки дня не снимается;
– нет и речи о ратификации адаптированного ДОВСЕ;
– не поминают больше об отказе от планов размещения
американской ПРО в Польше и Чехии;
– ожидают наших уступок на переговорах с Евросоюзом и
допуска союзников США к нашим месторождениям углеводородов и трубопроводам;
– хотят расширения своего военного транзита по земле и
воздуху в Афганистан, не против также усиления российской вовлеченности в эту
войну;
– ожидают со стороны России активной поддержки своей позиции
в отношении Северной Кореи;
– настаивают на интернационализации нашего Севморпути и
охотно поддерживают любые попытки ограничения наших позиций в Арктике;
– поддерживают и поощряют территориальные претензии к нам со
стороны Японии и т.д.
А что предлагают взамен? Да, в сущности, ничего, кроме
улучшения атмосферы отношений, всевозможных консультаций и знаков
благосклонного внимания, вроде визита Обамы в Россию этим летом. Главный же
интерес американцев к нам был на протяжении десятков лет и остается прежним.
Это снижение нашего ракетно-ядерного потенциала, а еще лучше – его полное
уничтожение или постановка под международный, то бишь американский, контроль.
Это альфа и омега американской политики в отношении России. Не может считаться
полностью обеспеченной претензия на безраздельное руководство миром, пока все
еще существует держава, способная в случае чего нанести США неприемлемый ущерб.
Процесс ликвидации главного геополитического противника, начавшийся в 1991
году, остался для американцев незавершенным. И это им не дает покоя.
Не случайно, что «гвоздем» американских внешнеполитических
взглядов с приходом Обамы становится идея всеобщего и полного ядерного разоружения.
С ней Обама и приедет к нам в Москву. Во имя этой высокой и благородной цели
России будет предложено заключить очередной договор о сокращении стратегических
ядерных вооружений, обозначив готовность начать движение к безъядерному миру.
Возникает вопрос: а с чего это они вдруг захотели избавить
мир от ядерного оружия? Они никак не хотели этого делать в 40-х годах, когда
была разгромлена гитлеровская Германия. А в 1985 году, когда мы им предложили
полную ликвидацию ядерного оружия и даже выдвинули соответствующий план, так
они от смеха чуть не надорвали себе животы. Говорили нам, что они не настолько
глупы, чтобы отказываться от ядерного оружия, когда у нас такие мощные обычные
вооруженные силы. «Мы будем – говорили они, – сокращать свое ядерное оружие до
тех пор, пока не создадим эффективную систему ПРО, она-то и «обнулит» ваш
ядерный потенциал».
Теперь, после развала СССР, настроение изменилось. И это
понятно. У США сейчас абсолютное превосходство над любым противником по обычным
вооруженным силам. Они настолько усовершенствовались, что вполне способны
решать задачи, ранее отводившиеся ядерному оружию. Американцы быстрыми темпами
наращивают свою ПРО в надежде сделать бесполезным ракетно-ядерное оружие других
государств. Они претендуют на полный военный контроль над космосом. Ну, почему
же в таких условиях не продемонстрировать «широту души» и не изъявить
готовность ликвидировать ядерное оружие?
Если же его не будет, то скорая, эффективная и, главное,
безнаказанная расправа над любым противником и конкурентом США гарантирована.
За американцами тут, как говорится, не заржавеет. Пример Ирака и Югославии у
нас перед глазами.
Ясно, что для нас на этих переговорах речь может идти лишь
об ограниченных шагах, причем на строго взаимной основе и с выправлением тех
перекосов и односторонних уступок в ущерб нашей безопасности, которые были
допущены в последние годы Горбачёва, а затем в период правления Ельцина. В
определенный момент наши ядерные силы могут оказаться последней гарантией
существования России как единого независимого и имеющего будущее государства,
главным и «неотразимым» аргументом в защите наших национальных интересов. Без
сохранения прочного ядерного щита нам никогда не позволят встать с колен.
Такова суровая правда международных отношений.
Нужна ли нынешнему Минобороны новая техника? Выяснял Сергей
Бирюков, гендиректор завода «Электроприбор», г. Владимир. Обо всех наболевших
проблемах своего предприятия он не успел рассказать в отведенное регламентом
время. Но о самом неотложном все же сказал.
– Первое – о новой технике. Завод занимается производством
средств радиосвязи. Создали современнейшие системы для военно-воздушных сил,
занимаемся сложнейшей техникой – системами радиоэлектронной борьбы. Сегодня
необходимо усилить школу разработчиков аналогичного комплекса… Как раз такого
оснащения не хватало во время отражения грузинской агрессии. Но – годами ходим
по начальству, доказываем, как это необходимо. Отсюда и вопрос: а кому в армии
нужна новая техника?
Второе. Есть гособоронзаказ и закон №94 «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд», который вроде бы должен помочь выбрать
профессионального исполнителя. Но это не так. Положения закона вызывают
недоумение. Например, законом не допускается при участии в конкурсе (на
выполнение работ, поставки товаров) требовать от участников наличия опыта
работы, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых,
финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара. При таких
условиях нет ничего странного, что в конкурсе выигрывает «предприятие» с
адресом «абонентский ящик» или «школа-интернат»…
Третье. Гособоронзаказ. Уже конец апреля, а мы средства на
его исполнение еще не получили. Как исполнять контракт, если производственный
цикл составляет 10 месяцев? Что происходит? 4 месяца предприятие простаивает.
Еще цифры. Чтобы получить причитающийся предприятию аванс,
документации требуется кипы. А потом еще 40 дней ждать, пока этот аванс дойдет
до предприятия. Это дикость! Что это за политика? Умом ее не понять.
Сбербанк предлагает нам кредит под 22%. Как можно за 9
месяцев выплатить эти 22%? Какую же рентабельность нужно иметь? Мы готовы
работать рентабельно, но при нормальных правилах игры.
«Круглый стол» завершился принятием рекомендаций президенту,
правительству, парламентариям. Собравшиеся единогласно требуют остановить
разрушительное реформирование ВС, отправить в отставку непрофессионального
министра обороны А.Сердюкова, поручить Минобороны, Совету безопасности, ученым
разработать Военную доктрину РФ.