Пятница

Главная » 2010 » Декабрь » 26 » Без женщин на Марсе
Без женщин на Марсе

Обзор

znanie-sila
Ученые из Падуи рассчитали, что самое удачное время для безопасного полета человека на Марс - это январь 2014 года. Старт корабля в ближайшие десять лет до и после этой даты чреват неожиданными последствиями для экипажа, так как расположение планет не способствует безопасному возвращению корабля на Землю в случае аварийных ситуаций.
Профессор аэро- и астронавтики Джеймс Лонгуски и его студент Масатака Окутсу из университета Падуи с помощью компьютерной программы рассчитали, что самое подходящее время для запуска космического корабля с экипажем на красную планету выпадает на четырнадцатое января 2014 года. Дело в том, что периодически планеты выстраиваются наиболее благоприятным образом для космического корабля, совершающего полет. Гравитационные силы удачно расположенных планет могут помочь потерпевшему аварию кораблю вернуться на Землю, как это случилось с миссией Apollo-13. На космическом корабле, направлявшемся на Луну в 1970 году, взорвался резервуар с кислородом, вывел из строя оборудование и поставил под угрозу жизнь экипажа. Гравитационные силы Луны в немалой степени способствовали благополучному возвращению корабля на Землю.
"Никаких подходящих возможностей в ближайшие десять лет до или после этого времени не представится. Рассчитанная нами траектория - счастливый случай, выпавший для первого полета человека на Марс", - говорит Лонгуски. Ученые рассчитали оптимальную траекторию корабля и быстрое возвращение его на Землю через Венеру в случае аварии. Марсианская гравитация искривляет траекторию полета космического корабля, отбрасывая его прямо на Венеру. В свою очередь Венера направит космонавтов на Землю. Благодаря траекториям, выстраиваемым гравитационным воздействием планет, корабль сможет благополучно вернуться домой даже при выходе из строя основных двигателей. Для подсчета оптимального путешествия на Марс Лонгуски и Окутсу усовершенствовали разработанную в НАСА компьютерную программу. "Наш вклад состоял в том, что мы автоматизировали вычисления и сделали программу в тысячу раз мощнее", - считают ученые. Компьютерная программа STOUR автоматически выбирает мириады возможных путей для космического корабля, если вы задаете дату запуска, мощность ракеты и пункт назначения, а затем изображает их на графике. Это дает ученым возможность рассчитать подходящие траектории корабля за несколько дней и часов, а не месяцев и лет, как при обычных методах.
Любопытно, что НАСА еще в 1997 году запланировало первый полет человека на Марс как раз на 2014 год.

Американские ученые доказали, что поиски жизни на современном Марсе не приведут к успеху. Во всем виноваты супероксидные ионы. Они способны убивать все живое, присутствуя в грунте Марса. А возникли они в результате взаимодействия ультрафиолетового излучения, кислорода и поверхности Марса, на которой отсутствует всякая органика. Так по крайней мере получилось в ходе модельных экспериментов в НАСА.
Впрочем, ученые полагают, что жизнь таким образом уничтожается на поверхности планеты, на глубине вполне возможно найти следы жизни - прошлой или настоящей.

А по мнению британских химиков, микроскопические сферы, состоящие из карбонатов кальция, которые американцы обнаружили в 1996 году в марсианском метеорите и приняли за следы живых существ, вполне могли образоваться в силу естественного хода событий.
Двое исследователей - Арон Вехт и Терри Айрленд из Школы наук о химии и жизни при Гринвичском университете - изучали свойства различных форм карбоната кальция в рамках проекта создания нового материала для дисплеев. И чисто случайно обнаружили, что если при комнатной температуре пропускать углекислый газ через раствор хлорида кальция с добавками аммония, то в осадок выпадают частицы редкой разновидности карбоната кальция - ватерита. В природе карбонат кальция обычно встречается в совсем другом виде: кальцита или арагонита. Эти два минерала британские ученые тоже синтезировали, но при других условиях - пропуская газ через нагретый до 65 градусов раствор.
Как оказалось, их находка имеет самое прямое отношение к следам жизни, обнаруженным четыре года назад американскими учеными в марсианском метеорите ALH 84001. Одним из таких следов были округлые частицы микронного размера, состоявшие из ватерита. Тогда ученые предположили, что это окаменевшие микробы, иначе с чего бы в древнем камне получилась столь редкая разновидность карбоната, да еще приняла форму, соответствующую микроорганизму. А останки живого существа, по их мнению, вполне могли превратиться в такой минерал.
Обнаружив, что на самом деле получать ватерит проще простого и что он вполне мог образоваться в тех условиях, что были на Марсе сотни миллионов лет назад, когда этот метеорит покинул родную планету, британские ученые не поленились заглянуть в микроскоп. Оказалось, что ватерит образовал структуры, очень похожие на те, что послужили основанием для заявления о следах примитивной жизни в марсианском метеорите. То есть одно из основных доказательств биологического происхождения странных структур, обнаруженных в марсианском метеорите, оказалось поставленным под сомнение.

Новый робот для бурения скважин на Марсе создан в НАСА. При скорости вращения двадцать тысяч оборотов в минуту он будет создавать по мере продвижения трубку с двумя каналами, по которым будет подаваться жидкий инертный газ ксенон - он играет роль носителя образцов для химического анализа на поверхности. Предполагается, что вероятный водоносный слой существует на глубине 5 километров под марсианским экватором.
По сообщению "Эхо Москвы"

Ричард Киффер предложил для защиты от радиации на поверхности Марса использовать материал, состоящий на 10-20 процентов из полиэтилена, который смешивался бы с верхним слоем почвы красной планеты.

Ник Хофман из университета Ла Тробе в Мельбурне считает, что ландшафт Марса сформирован не потоками воды, а извержениями плотных и очень холодных потоков. По мнению Хофмана, на Марсе последние три с половиной миллиарда лет очень холодно, и жидкой воды там быть не может. Ученый считает, что Марс избороздили некие "плотные потоки" вроде так называемых пирокластических потоков, состоящих из обломков пород, которые образовались в результате накопления обломочного материала, выброшенного при извержении вулканов. Протекая с большой скоростью, они вполне могли преодолеть большие расстояния, прочертив на поверхности красной планеты подобие пересохших речных русел, считает Хофман. Взрыв марсианской поверхности мог высвободить жидкий углекислый газ, накопившийся на большой глубине. Выходя из недр планеты под большим давлением, этот газ формировал плотное облако, состоящее, во-первых, из замороженного углекислого газа, то есть сухого льда, и во-вторых, из льда обычного (то есть водяного), пыли и обломков пород. Это облако стекало по крутым склонам образовавшегося кратера, формируя безводные каналы.

Теперь перейдем к остальным новостям.
Профессор кафедры репродуктивной биологии в отделении садоводства при университете Педью Наталья Дударева обнаружила, как регулируется количество пахучих веществ у одного из немногих культурных растений, сохранивших запах, - львиного зева. Оказалось, что исходное вещество, из которого в результате сложных биохимических превращений получаются ароматические масла, находится под контролем только одного гена. Ученые предполагают, что именно нехватка исходного вещества помешала получить методами генной инженерии растения с сильным запахом. Узнав же, как можно работать с этим веществом, удастся вывести не только благоухающие цветы, но и растения, пахнущие в определенное время дня.
"Цветочная индустрия заинтересована в создании растений, которые пахнут, когда люди возвращаются домой с работы, - поясняет Дударева. - Петуния - пример растения, которое пахнет вечером. Зная, как получается ее аромат, удастся решить и такую задачу. Однако прежде чем получать растения с "вечерним" ароматом, нам нужно усилить запах растения вообще".
Улучшение цветочного запаха важно не только для садоводства, но и для сельского хозяйства. Более чем три четверти всех полевых культур зависят от насекомых-опылителей. Более того, цветы многих фруктовых и овощных культур должны опыляться многократно - чем чаще они опыляются, тем выше качество фруктов и овощей. Например, чтобы получить вкусный арбуз, его надо опылить не менее 12 раз, а чтобы вырастить крупную клубнику - не менее 25 раз. Насекомых привлекает цветочный запах. Усилив его, можно повысить продуктивность и качество многих сельскохозяйственных растений.
По сообщению агентства "ИнформНаука"

Японские ученые провели забавный эксперимент - надели на глаза добровольцев приспособление, которое зеркально переворачивало привычную картину мира. Выяснилось, что научиться ориентироваться в таком зазеркальном мире и не путать правую руку с левой человеку удается довольно быстро - всего за три недели.

Японские ученые разработали искусственную водоотталкивающую пленку, которая имитирует способность листьев лотоса к самоочистке. Тошия Ватанабе из Токийского университета и его коллегам впервые удалось получить прозрачные супергидрофобные пленки, которые долго остаются чистыми. Эти пленки открывают широкую перспективу для применения покрытий с "эффектом лотоса" в различных отраслях промышленности. На водоотталкивающие свойства листьев лотоса влияют два фактора - бугристость поверхности и восковое покрытие. Способность жидкости растекаться по поверхности сглаживает неровности, поэтому вода собирается в почти сферические капельки. Благодаря постоянно обновляющемуся восковому покрытию вода не смачивает поверхность листа. Японские ученые признают, что сделать механизм, копирующий производство восковой смазки листьями, очень трудно. Поэтому они пошли по другому пути. Созданная ими пленка содержит оксид титана. Эта добавка способствует самоочищению поверхности, хотя ученые не до конца понимают, почему это происходит. Возможно, оксид титана реагирует с частичками грязи под воздействием ультрафиолета. Однако по результатам других исследователей, такой "фотокатализ" должен разрушать водоотталкивающую пленку и уменьшать ее гидрофобность. Как новой пленке удается сохранить свои свойства? Вероятно, все дело в концентрации оксида титана. Ученые покрывали стеклянную поверхность пленками с разным содержанием этой добавки и затем на два месяца помещали образцы на крышу здания в Токио. Те пленки, которые содержали 20 процентов оксида титана, быстро покрывались пятнами, а те, в которых было всего два процента оксида титана, оставались чистыми, превосходя по своим свойствам пленки без титановых добавок. Исследователи не могут объяснить, почему низкое содержание добавки обеспечивает эффект самоочистки, не приводя к увеличению смачиваемости, хотя отмечают, что результат зависит от размера частиц двуокиси титана.
По сообщению агентства "ИнформНаука"

Роджер Хук подсчитал, что человек за всю свою историю умудрился добыть из недр такую массу земли, что если сложить ее в одном месте, получится гора высотой в 4000 метров, длиной 100 километров, шириной в 40 километров.

Ученые из университета Оклахомы обнаружили очень прелюбопытную деталь в жизни пчел. Выяснилось, что эти насекомые - завзятые алкоголики. Им предлагалось на выбор: сахарный раствор и 80-процентный горячительный напиток. Выбор в пользу алкоголя. Оказалось, что они могут даже пить, в отличие от студентов, чистый этанол!
После выпивки пчелы не могут перемещаться на большие расстояния и теряют ловкость в движениях.
Ученые давали пчелам после пьянства лекарство Antabuse, которое вызывает у человека-алкоголика чувство тошноты. Помогает - в следующий раз эти пчелы уже выбирали сахарный раствор.

Стрессовых ситуаций в нашей жизни больше, чем хотелось бы. Однако реагируем мы на них по-разному, в зависимости от нашего темперамента и особенностей личности. Ученые из санкт-петербургской Государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова изучали, как влияет темперамент человека на его реакцию в типичной стрессовой ситуации - при сдаче экзамена. Оказывается, экзаменационный стресс - тот случай, когда организм к нему не привыкает, поэтому во время сессии реакция организма отчетливо проявляется при сдаче любого экзамена.
Ученые обследовали 105 студентов-добровольцев с 3-4 курсов медицинской академии. Прежде всего их разделили на четыре группы по типу темперамента (по методике Д.Кейрси): тип "Эпиметей" (51 человек, 48,5 процента) - чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре; тип "Аполлон" (40 человек, 38,1 процента) - стремление быть самим собою, иметь ценность в собственных глазах; тип "Дионисий" (10 человек, 9,5 процента) - свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным импульсам; тип "Прометей" (4 человека, 3,8 процента) - дух научного поиска, стремление к власти над законами природы. Группу "Прометей", в силу ее малочисленности, из обследования исключили.
Исследование проводили в течение всего учебного года. В спокойной обстановке, во время учебы между сессиями, определяли фоновые уровни гормонов (кортизола, тиреотропного гормона, трийодтиронина, тироксина) в крови обследуемых. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по кардиоритмограмме. Во время сессии все эти показатели снимали непосредственно перед экзаменом и через 10-15 минут после сдачи экзамена.
Результаты исследования показали, что психоэмоциональное напряжение в период сдачи экзамена наиболее выражено в группе "Аполлон". У студентов этой группы сильно увеличивалась частота сердечных сокращений, индекс напряжения регуляторных систем, напряженность сердечного ритма, повышалась концентрация тиреоидных гормонов в крови. Однако после эмоционального стресса все показатели достаточно быстро возвращались к норме, то есть регуляторные системы легко перенастраивали организм на исходный уровень. Поэтому ученые оценивают реакцию студентов группы "Аполлон" на стресс как адекватную.
У студентов группы "Дионисий" реакция на стресс выражена незначительно, судя по тому, как изменялись все исследуемые параметры. У студентов этого типа сердечно-сосудистая система наименее чувствительна к острому эмоциональному стрессу. Что же касается студентов с темпераментом "Эпиметей", то здесь ученые выявили проблемы с регуляторными системами: они слишком инертны, чтобы быстро вернуть параметры организма на исходный уровень после пережитого стресса. Такая особенность адаптации может в дальнейшем привести к нарушению функций сердечно-сосудистой системы. Интересно, что при этом лучшие результаты в учебе показывают представители типа "Эпиметей", однако их успешная деятельность сочетается с более высокой ценой адаптации. Итак, особенности реакции на стрессовую ситуацию и возможность адаптации к ней зависят от типа темперамента. Ученые считают, что если знать заранее тип темперамента студента, то можно прогнозировать успешность его учебы, а также возможность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.
По сообщению агентства "ИнформНаука"

Ученые из Голландии и ФРГ определили источник звуков, которые издают обитающие на мелководье раки-щелкуны. Изучение таких шумов началось еще во времена Второй мировой войны, когда обнаружилось, что они нарушают работу приборов акустического наблюдения за подводными лодками. Долгое время причину этого эффекта приписывали исключительно щелканью клешней морских ракообразных. Сотрудники Твентского университета и Технического университета Мюнхена экспериментально доказали, что имеет место явление, известное под названием кавитации. В результате движений рачьих клешней в воде образуются мельчайшие пузырьки, наполненные воздухом и водяным паром. Лопаясь, они производят сильный шум в широком диапазоне частот.

В ходе изучения околоземного астероида Эрос с помощью космического аппарата выяснилось, что он является однородным, а его возраст равен 4,55 миллиарда лет.

Техасская корпорация Applied Science Fiction разработала технологию, которая позволяет за считанные минуты перевести в цифровую форму изображение с непроявленной фотопленки. Руководство фирмы полагает, что уже через год в торговых центрах появятся автоматы, считывающие невидимые картинки с отснятых кассет.
Радиостанция "Свобода"

Генетик Калум МакКеллар из Эдинбургского университета заявил, что биологическими родителями ребенка смогут уже в ближайшее время стать двое мужчин. Правда, роль женщины в процессе вынашивания плода никто не отменял, но генетический материал будет получен только от мужчин.
Технология эта будет выглядеть следующим образом: от женщины-донора берется яйцеклетка, у которой удаляется собственное ядро. На его место пересаживается ядро из сперматозоида "первого" мужчины, из которого удаляется Y-хромосома. Потом ее оплодотворяют сперматозоидом "второго" мужчины и помещают в матку суррогатной матери.
В результате ребенок получит наследственную информацию только от мужчин, хотя родиться, как вы понимаете, может и мальчик, и девочка. Правда, если осуществить такую технологию уже с двумя женщинами, исключив из процесса мужчин, то в результате будут рождаться только девочки.
Зачем нужны такие сложные и опасные эксперименты? Утверждается, что гомосексуалисты и лесбиянки будут от этого в восторге.
Однако природа не просто так создала два разных источника наследственной информации. В настоящее время эмбрионы, полученные в ходе подобных опытов с млекопитающими, погибают на ранних стадиях развития. Не хватает им наследственной информации от одних матерей.

Золотой эликсир царя Мидаса" восстановлен археологами и пивоварами - напиток, которым провожали в последний путь фригийского правителя, смогут отведать посетители музея при Пенсильванском университете.
"Эхо Москвы"

У берегов Калифорнии обнаружена бактерия, имеющая неизвестный доселе фотопигмент, превращающий свет в биохимическую энергию. Исследователям из Monterey Bay Aquarium Research Institute удалось добиться успеха в выделении из океанических вод микроскопических бактерий (размером 0,2-2 микрометра), которые могут оказаться представителями совершенно нового класса микроорганизмов, способных "усваивать" световую энергию. Исследователи считают, что подробное изучение этого и, возможно, подобных биологических веществ может раскрыть новые возможности нанотехнологий, таких как, например, разработка молекулярных выключателей, действующих с помощью света.
Новости науки от Михаила Висенс

Европейской рентгеновской обсерватории "XMM-Newton" удалось сфотографировать сверхновую звезду Тихо, названную так в честь датского астронома Тихо Браге.
"Русский переплет"

Опубликованы сделанные в течение нескольких последних лет с помощью космического телескопа "Hubble" снимки молодых звезд. Как оказалось, процессы на таких звездах могут идти очень быстро, и сами звезды, и их окрестности могут кардинально измениться буквально за несколько месяцев или даже недель.
"Русский переплет"

Ученые из Германии и Венгрии разработали компьютерную программу, которая моделирует поведение толпы во время пожара или другого стихийного бедствия в замкнутом пространстве. В панике нами овладевает стадное чувство и мы бежим куда-нибудь. Куда - ответит эта программа и тем самым поможет правильно рассчитать маршруты эвакуации людей из больших помещений.
Главное - научиться не размахивать пистолетом у спасательных шлюпок, а пропускать женщин и детей.

Американские и бразильские ученые исследовали, каким образом колибри запоминают песни своих сородичей. Полученные результаты позволят по-новому взглянуть на эволюцию языка у человека, считают ученые.
"Немых" птиц очень мало - большинство из них издают разные звуки. Однако песня петуха или крики чаек представляют собой генетически запрограммированную последовательность звуков. И только представители трех из более чем двадцати отрядов птиц выучивают песню, которую они слышат от взрослых птиц и модифицируют в течение жизни, постоянно добавляя другие звуки. Это колибри, попугаи и певчие птицы.
Способ, с помощью которого молодые птицы выучивают песни, очень напоминает то, как дети учатся говорить. Более того, у многих певчих птиц даже существуют "диалектные" различия в песне. Опытные наблюдатели по песне дрозда-белобровика могут легко определить, где выросла птица - в Московской области или вблизи Санкт-Петербурга. А как происходит процесс запоминания песни на уровне мозга? Изучением этого вопроса занялась группа исследователей из Бразилии и США под руководством Эриха Джарвиса, нейробиолога из Медицинского центра при Университете Дьюка.
Они изучали колибри в естественных условиях, в бразильском заповеднике, где их более 30 видов: наблюдали за птицами с помощью бинокля, видеокамер и чувствительных магнитофонов, регистрировали их поведение и песни. Сразу после того как птица исполнила собственную песню или выслушала чужую, ее отлавливали.
Ученые планировали выяснить, какие области мозга колибри активируются после пения или выслушивания песни. Однако традиционные электрофизиологические методы (введение электродов) едва ли применимы к этим крохам размером с крупную бабочку. Тогда исследователи решили обратить внимание на концентрацию различных веществ в мозге.
Активация любой части мозга сопровождается изменениями в мембране нервных клеток. Эти изменения можно зарегистрировать на биохимическом уровне и по появлению тех или иных веществ определить, какие из областей мозга были активны. Оказалось, что при прослушивании чужой песни у колибри становятся активными семь разных областей, пять из которых находятся в конечном мозге, одна в среднем и одна в продолговатом. Все эти области активируются, только если птица слышит песню своего сородича. В предыдущих работах ученые показали, что у слушающих песню своих сородичей попугаев и певчих птиц активируются в точности те же области мозга, что и у колибри. Удивительно то, что эти птицы не родственны друг другу, говорит Эрих Джарвис. Более того, у представителей каждого из этих отрядов существуют близкие родственники, у которых нет не только "настоящей" песни, но и тех структур мозга, которые становятся активными при ее запоминании. Джарвис отмечает, что как среди птиц, так и среди млекопитающих можно обнаружить лишь несколько отрядов, представители которых способны запоминать и воспроизводить сложные последовательности звуков. Это люди, летучие мыши, киты и дельфины. Интересно было бы исследовать, каким образом и почему у этих млекопитающих появилась столь редкая способность, отмечает он.
По сообщению агентства "ИнформНаука"

Генноинженерные технологии обеспечивают производство более чем 25 процентов всех лекарств, выпускаемых современной фармацевтической промышленностью. К такому выводу пришли сотрудники Института химии окружающей среды и экологической токсикологии, о докладе которых сообщило немецкое агентство ДПА.
Радиостанция "Свобода"

В сентябре в Харькове отметил свою первую годовщину единственный на просторах СНГ научно-просветительный Музей сексуальной культуры мира, созданный по инициативе ученых Харьковской медицинской академии последипломного образования. Этот необычный музей создал заведующий кафедрой сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук, профессор Валентин Валентинович Кришталь, по существу, на свои средства. По мнению Кришталя, низкая сексуальная культура партнеров сегодня нередко становится причиной разводов, семейных конфликтов, неудач в интимной жизни и, как следствие, всякого рода нервных и соматических заболеваний.
По сообщению агентства "ИнформНаука"

Английские химики опубликовали в журнале Nature сообщение о новом методе получения титана. Этот легкий, прочный, тугоплавкий и пластичный металл в изобилии присутствует в земной коре, однако технологии его выплавки дороги и экологически небезопасны. Сотрудники Кембриджского университета разработали метод, который позволяет восстанавливать чистый титан из его двуокиси с помощью электролиза. Если процесс удастся воспроизвести в промышленных масштабах, рыночная стоимость титана приблизится к цене качественной нержавеющей стали.
Радиостанция "Свобода"

Американские ученые придумали индикатор, который способен представить запах в виде набора цветных точек.
Запах невозможно описать словами. Но, оказывается, его можно выразить цветом. Для этого нужно взять химические соединения, которые меняют свою окраску при взаимодействии с паром того или иного вещества, и нанести их на бумажку. После этого достаточно будет такую бумажку приблизить к источнику запаха. Ведь запах - это как раз и есть набор испарившихся веществ. Они будут взаимодействовать с соединениями, те окрасятся. Потом бумажку следует отсканировать, вычесть получившееся цветное изображение из исходного и сравнить с эталоном. Получится цветовой код запаха.
Именно таким путем пошли химики из Иллинойского университета (США) Кеннет Саслик (Kenneth Suslick) и Нейл Раков (Neal Rakow). Они взяли органические вещества из класса металлопорфиринов. Молекула металлопорфирина похожа на пончик, в середину которого вставлен атом металла. Самые известные вещества этого класса: красный гемоглобин крови и зеленый хлорофилл листьев растений. Способность окрашиваться в разные цвета при соединении с молекулами других веществ присуща многим порфиринам. Подготовив из них набор красителей, ученые нанесли его в виде отдельных небольших точек на инертный носитель: бумагу, стекло или пластик. А затем, как описано выше, применили для измерения запаха.
Такие дешевые индикаторы, способные видеть запахи, могут пригодиться для множества дел. Прежде всего, это контроль за ядами, за подделками пахучих товаров и за добавками запрещенных соединений - консервантов, красителей и вкусовых веществ - в пищевые продукты. Одно из достоинств нового индикатора в том, что на его работе совсем не сказывается уровень влажности. А ведь водяной пар сильно уменьшает чувствительность известных индикаторов.
По сообщению агентства "ИнформНаука"

Израильские генетики, сравнивая геном человека и обезьяны, пришли к выводу, что гены, ответственные за ощущение запаха, существенно помогли нам в эволюционной гонке выживания. Умение различать запах ядовитых растений и привлекательный запах особей противоположного пола существенно облегчало жизнь нашим предкам.

Категория: Наука | Просмотров: 732 | Добавил: Svetozar | Рейтинг: 0.0/0