Центр оккультного туризма
Меня как жителя Урала не могло оставить равнодушным такая
новость. Думаю все слышали о городе Аркаим? Но есть и отрицательная сторона
такой популярности.
По мнению представителей духовенства, с некоторых пор
«южноуральский Стоунхендж» превратился в предмет паранаучных спекуляций, в
которые вовлечён и первооткрыватель Геннадий Зданович. Людей, посещающих
поселение синташтинской культуры, служители церкви называют не иначе как
«духовно дезориентированными». Экспедиции, организуемые на Аркаим, в основном
состоят из духовно дезориентированных людей, которые намеренно или по неведению
распространяют неоязыческие практики и пропагандируют нездоровое увлечение «таинственным».
Судите сами: предложение найти гармонию с внутренним миром
именно на «священной земле» ещё куда ни шло, но поставленный на коммерческий
поток поиск третьего глаза и чистка ауры, попахивают волхованием. А от всего
сверхъестественного или паранормального Господь предрекал беречься. «Берегитесь
лжепророков. Они приходят к вам в овечьих шкурах, внутри же они – хищные волки
(Матф.7:15)», – вместе с Иисусом предупреждает южноуральцев пресс-служба
Челябинской епархии Русской Православной Церкви.
Действительно, сверхъестественная энергия Аркаима привлекла
в заповедник немало туристов. Заставить поверить посетителей в
чудодейственность аркаимовских гор для сотрудников историко-культурного
заповедника областного значения оказалось нетрудно. Лента отзывов о посещении
территории заповедника пестрит эмоциональными взвизгами «приобщившихся»: «Я раз
и навсегда влюбилась в это необыкновенное звездное небо, в атмосферу добра,
взаимопонимания, радости, которая переполняет душу», «я побывала на Аркаиме в
2007 году и буквально влюбилась», «Аркаим — любовь навсегда...». Особенно
привлекает внимание отзыв девушки под ником «Ульяша из Златоуста».
По её словам, она побывала на месте поселений арийского
народа. Девушке «жутко понравилось» и уезжала она оттуда со слезами, а по
приезду в город на следующий день она познакомилась с молодым человеком, с
которым она до сих пор вместе. Ульяша уверена, что помогла ей в этом гора
«Любви». В конце своего сообщения девушка выражает благодарность администрации
(!) Аркаима.
По сообщению пресс-службы Челябинской епархии Русской
Православной Церкви, миссионерский отдел епархии подготовил ряд материалов на
тему «Аркаим», в которых известные историки и представитель духовенства ставят
серьезные вопросы: что такое Аркаим сегодня, какая опасность таится для
посетителей исторического памятника и самих работников города-музея, не
ориентирующихся в вопросах духовной жизни, и как можно исправить нынешнее
положение.
Так, доктор исторических наук, главный научный сотрудник
Института этнологии и антропологии Российской академии наук Виктор Шнирельман
признаёт, что в последние годы и у журналистов, и у ученых вырабатывается более
спокойное отношение к этому «паломническому» месту. В частности, он признаёт
тот факт, что вокруг Аркаима возникло много фантастических концепций и мифов.
«Аркаим вспыхнул ослепительным метеором на смутном небе постсоветской
действительности, заронив искры сомнений и надежд в умы обитателей России.
Пройдет время, миражи исчезнут, но загадка несостоявшейся
южноуральской цивилизации еще долго будет волновать воображение
исследователей», – отмечает учёный в научном труде «Страсти по Аркаиму:
арийская идея и национализм». Священник в Свято-Покровском женском монастыре
(село Кизильское на юге Челябинской области) Андрей Гупало отмечает, что для
православных христиан тема Аркаима уже давно обрела особую актуальность.
«И дело не в том, что нас как-то особенно интересует история
его древних жителей, а в том, что эту историю и некоторые ученые, и
многочисленные секты, пытаются представить как нечто выдающееся в культурном и
духовном плане, и даже называют ее (эту историю) альтернативным путем развития
человечества», – замечает он.
В своем докладе на «круглом столе», проведенным
историко-археологическим центром «Аркаим» и Челябинским государственным
университетом в прошлом году, Андрей Гупало попытался объяснить людям,
увлекающимся «паранаукой», что православные россияне не только не рады такой
альтернативе, но и серьезно опасаются за духовное здоровье народа, который
сектанты с помощью Аркаима все дальше уводят от его собственной культуры, его
истории и Веры.
Стоить сказать, что об этой «особенности» (развитии
неоязыческого движения) Аркаима знают сотрудники администрации
музея-заповедника и относятся к ней весьма спокойно. Создатели официального
сайта в Интернете замечают, что «эзотерический туризм» как своеобразная форма
современного паломничества начался на Аркаиме в 1991 году с посещения городища
Аркаим известным астрологом Тамарой Глобой.
По их словам, когда только появился сайт музея,
парапсихологи и маги уже создавали в сети в дни своих приездов на Аркаим
благоприятные погодные условия. «Для того, чтобы организованно использовать
наиболее массовые неоязыческие течения в Челябинске, Москве, Екатеринбурге,
Кустанае, Уфе и многих других городах, создаются фирмочки, компании, различные
«академии» и школы, в которых работают астрологи, «народные целители», черные и
белые маги.
И Аркаим – только малая доля в их прибыльном бизнесе», –
рассказывают создатели сайта. Кроме того, заместитель директора Аркаима
Александр Кисленко в статье «Что такое Аркаим?», опубликованной на сайте,
ссылаясь зарубежные источники (газета «USA Today»), отмечает, что сегодня почти
половина населения мира верит в существование спиритических феноменов, в народное
целительство, в астрологию, реинкарнацию, НЛО.
В 1998 году Российская Академия наук сделала попытку и
создала комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.
«Но возрождение неоязычества, скорее всего, объективное явление», – делает
вывод археолог. |