Мистические тайны Мальты: Кто проложил каменные дороги миллионы лет назад?
Здесь чудеса, как
на плато НаскаДревние сооружения Мальты - катакомбы, храмы,
обсерватории и прочие мегалиты - одни из самых загадочных на Земле. Они старше
египетских пирамид почти на тысячу лет. Кем построены - неизвестно. А главное,
зачем? В их назначении такая же большая тайна, как в рисунках перуанской
пустыни Наска или в каменных кольцах английского Стоунхенджа. Некоторые ученые опасливо предполагают, что мальтийская
цивилизация старше шумерской - ее официально называют самой древней на Земле. И
вообще самой первой из числа развитых. Шумеры появились в районе Месопотамии 6000 лет назад.
Считается, что именно они придумали очень много полезного: от колеса,
письменности, арифметики и лунно-солнечного календаря до гвоздей и пива. Раскопки на Мальте свидетельствуют: развитая цивилизация
была здесь 8000 лет назад. Исследователи не исключают, что именно от мальтийцев
шумеры получили свои знания. - Есть гипотеза, что мальтийцы, владеющие высокими
технологиями, участвовали в строительстве Стоунхенджа, - говорит историк,
археолог, преподаватель Мальтийского университета Стефан ФЛОРИАН. - Например,
недавно британские археологи рядом со знаменитым мегалитом обнаружили древнее
захоронение возрастом более четырех тысяч лет. И в нем находились останки
человека, который сильно отличался от местных жителей. Археологи, не смущаясь,
называют его «пришелец». - По легендам, «пришельца» считали магом, - говорит
директор Археологического общества Уэссекса Эндрю ФИЦПАТРИК, - он умел двигать
огромные камни и плавить руду, делать из металла предметы. По одной из версий, магом был сам легендарный волшебник
Мерлин. Но по другой - «технолог» прибыл с Мальты, откуда по неизвестной
причине внезапно пропали люди примерно в 2000 году до н. э. А дата возведения
Стоунхенджа - 2440 - 2100 гг. до н. э. Сходится! О таинственном исчезновении мальтийской цивилизации мы
еще расскажем. А сейчас попробуем разобраться в загадке, которая сразу
бросается в глаза. Остров вдоль и поперек исполосован огромными колеями, словно
сетью беспорядочных рельсов. От кого они остались? Дороги в никуда Загадочные «транспортные пути» проходят по двум из трех
островов мальтийского архипелага - на Мальте и на Гозо. Одни похожи на колеи от
телег. Другие столь глубоки и широки, будто их оставили танки или «КамАЗы». Некоторые борозды врезаны в камень на 70 сантиметров - я
сидела сверху, свешивая в них ноги. Колеи могут тянуться через весь остров,
через горы, могут разветвляться, словно железнодорожные пути на крупной
сортировочной станции. Одни заканчиваются на обрывах, другие уходят в глубь
моря. Есть такие, которые то исчезают, то появляются вновь. Словно эти колеи
пропахал объект, который то взлетал, то опускался на камни. Первое, что приходит в голову: здесь веками ездили
большие колесницы, методично прорезая колесами камень. Вот и образовалась
«колейность» - почти как у нас на асфальтовых дорогах, которые нуждаются в
ремонте. Энтузиасты, измерив борозды, даже подсчитали, что передвигаться вдоль
них могли бы колеса диаметром в два метра, изготовленные из очень прочного
материала - скорее всего, металла. - Мальта 700 лет находилась под управлением Римской
империи, - говорит вице-президент Археологического общества Мальты, профессор
Мальтийского университета Антони БОНАННО. - Римские колесницы вполне могли
оставить глубокие следы. У столь здравой версии есть всего один недостаток: на
Мальте не найдено ни одного колеса. Даже деревянных нет. Судя по раскопкам, первые колеса появились у шумеров в
Месопотамии (современный Ирак) в 3500 - 3000 годах до н. э. Там их и находят. А
возраст «рельсов», как считают археологи, не может быть меньше 6 - 7 тысяч лет.
Но, возможно, они гораздо старше... Самые большие колеи в Clapham Junction на Мальте. Ширина
- 1,5 м, глубина - 70 см. Атланты начудили Загадка «дорог» рождает массу предположений. Мальтийский
архитектор Джордж Гронье де Вассе, например, в свое время доказывал, что Мальта
- часть затонувшей Атлантиды. Стало быть, и «рельсы» остались от атлантов,
которые по ним что-то возили. Может быть, даже под воду. Уфологи сравнивают колеи с рисунками на плато Наска. И
приписывают им инопланетное происхождение: мол, братья по разуму исчеркали
остров лазерным лучом. Местные ученые над этим смеются. Но сами ничего путного
не придумали. - «Рельсы» проходят вблизи древних храмов (в то время их
было больше 40, сейчас осталось около 20. - Ред.), значит, по ним доставляли многотонные
каменные блоки для строительства, - полагает куратор археологических
исследований департамента «Наследие Мальты» Катя СТРАУД. - Возле некоторых
храмов было найдено много известковых шаров диаметром 40 - 60 см. Их могли
использовать как подшипники. Прорубали каменными орудиями колеи, выкладывали в
них шары, сверху ставили плиту, а на нее - груз. Так и катили. Причем, прокатив
плиту вперед, могли задние шары брать, переносить вперед и дальше катить. Но вот незадача: большинство борозд, во-первых, проложено
в пустынных местах, вдали не только от храмов, но даже поселений, а во-вторых,
сечение борозд в основном - «корыто», а не полукруг, который бы остался от
шаров. Да и выдержат ли известняковые шары давление глыб весом в несколько
тонн? И кто вообще это транспортное средство толкал или тянул? - Возможно, что эти колеи могли быть искусственными
каналами для сбора дождевой воды, - рассуждает историк Стефан Флориан. -
Блокировали борозду с двух сторон и вычерпывали. И снова облом: почему их надо было делать парами? С таким
же успехом можно предположить, что по бороздам подавали воду жителям: по одной
- холодную, по другой - горячую. Сверху эти колеи выглядят как сортировочная
железнодорожная станция. Срочная эвакуация Интересное объяснение мальтийскому артефакту дал
российский геолог, выпускник Петербургского Горного института, проработавший 15
лет в районах Крайнего Севера России, а ныне бизнесмен Дмитрий БЕХ-ИВАНОВ. - Все просто: никто не долбил известняк, не истирал его в
пыль колесами, - пояснил Дмитрий Эвальдович. - Проехали по грязи - и след
готов. Отсюда и несовершенство геометрии отпечатков - их никто не делал
специально. - Грязь? - искренно удивилась я. - Мальта же - это
камень, сплошной известняк! - Твердым он стал сейчас, - сообщил геолог. - А когда-то
Мальта и Гозо были покрыты мягкими, как глина, карбонатными илами, которые
позже, высыхая, образовали камень-известняк. Колеи оставлены деревянными
санями, в которые впрягались жители и так перевозили грузы. Для перемещения по
грязи сани - лучший транспорт. - А что мальтийцы возили так далеко через весь остров? - Они на санях эвакуировались, чтобы спастись. На Мальте
произошла какая-то катастрофа, земля во многих местах вздыбилась. И уцелевшие
люди, населявшие берега водоемов, оказались в одночасье вдали от воды,
окруженные болотной жижей. Собрав весь свой скарб, стали уходить на новое место
жительства, к воде. Поэтому «рельсы» и идут с гор в низины. И не на дно моря, а
к воде. И отпечатки ног людей я нашел. Гипотеза Бех-Иванова тоже не без загвоздки. Колеи
встречаются в двух слоях так называемых «коралловых известняков»: верхнем и
нижнем. Возраст первого геологи оценивают в 5 - 7 млн. лет. А второго - в 25 -
35 млн. лет. Получается, что люди жили на Мальте в то далекое время? Может быть, и так. Хотя сам ученый не исключает, что 6 -
7 тысяч лет тому назад на Мальте могла произойти катастрофа, которая сдвинула и
смешала известняки. В следующем еженедельнике читайте о том, какая катастрофа
случилась на Мальте, откуда там взялись лилипуты и карликовые животные. Светлана КУЗИНА, http://www.kp.ru/daily/24454.3/616700/ |