Привидения
Обсуждая здешние странные обычаи, после условленного стука в
дверь входим в монастырскую обитель. "У вас именно так принято свиней
перед сном выгуливать?" - спрашиваю приветливого сторожа. "Как
выгуливать?" - не понимает сторож Андрей. "По улице на поводке!"
- "На поводке? Свинью? Ка-а-акую свинью?" - удивляется Андрей и
улыбка сползает с его лица. "Черную свинью!" - "Да нет у нас в
округе ни у кого черных свиней!.." Глядя, как покрывается испариной его
лоб, я начинаю смутно о чем-то догадываться. Все бросаются к окнам - смотреть
на дорогу, по которой ушли черные женщины с черной свиньей. Тщетно, на улице не
единого огонька. Выхожу на порог, вокруг в грязи после свежего дождя только
наши следы, нигде следов копыт не видно.
- Хорошее начало ночи, - думаю я и на всякий случай задвигаю
тяжелый засов на воротах. Несмазанный металл страшно скрежещет, затем наступает
не менее мрачная тишина. Хочу вернуться к товарищам, но тут у меня гаснет
свеча...
Призраки бродят галопом по европам
У привидений вплоть до эпохи телевидения прослеживался
четкий ареал существования, совпадающий с границами распространения католицизма
и протестантства. Конечно, в православных и мусульманских странах тоже нередко
видели "что-то непонятное", но "культуры" джентльменского
почтительного страха перед привидениями на Востоке с давних времен не
прослеживалось. На Руси были и призраки, и страх перед ними, и полушутливое
панибратское с ними сотрудничество - все что угодно, а серьезности и почтения к
привидениям, как на Западе, не было.
Согласно строгой статистике, по количеству официально
зарегистрированных случаев наблюдений призраков жители Британских островов на
первом месте: они встретились с 147 привидениями, что подтверждают показания
свидетелей, достойных доверия, и полицейские протоколы. На втором месте -
Испания (99), далее - Франция (48) и Бельгия (32). Наименьшие шансы увидеть
духа имеют сейчас скандинавы - в трех странах описаны лишь 14 историй,
признанных правдивыми, и лишь единичные случаи - в Восточной Европе.
Католики могут оспаривать связь мистики и религии, но
проверяется она достаточно просто - достаточно на карте СССР/СНГ обозначить
места старых (подчеркнем - старых, до XX века) появлений привидений. Эти точки
четко совпадут со средневековыми замками и храмами, построенными в местах
максимального проникновения католичества на восток. Ближе всего к нам - это
Западная Белоруссия и Польша.
Вот туда, на западные рубежи Содружества, а также и за них
мы и отправились. Охотиться за привидениями. Точнее, попытаться с приборами
подтвердить или опровергнуть наличие или отсутствие в природе такого странного
и удивительного явления, как привидения.
Видели ли вы кино и мультсериал "Охотники за
привидениями" с бесстрашными героями, вооруженными самыми современными
видами психокинетического оружия и разъезжающими на спецавтомобиле с жуткой
сиреной? Теперь мысленно перенесите эту картину на нашу российскую почву. То,
что у них в фантастических фильмах, у нас наконец-то появилось наяву: похожие
цели, похожие герои, нет только машин с сиренами, да и вооружение - не просто новые
пушки и ловушки для привидений (такие пока изобретены только в фильме), а более
банальные приборы, которые, впрочем, со стороны нетехнарям покажутся ничем не
хуже мультяшного вооружения. Вот теперь, когда вы это представили, картина
нашей в меру авантюрной затеи поохотиться на привидения покажется вам
достаточно полной.
Осталось только добавить, что мы - это 9 человек, физиков,
инженеров и иных специалистов из исследовательской группы "Парамир"
(Гомель) и исследовательско-экспедиционного объединения "Космопоиск"
(Москва). Долго выбирали место и время "охоты", пока из длинной
вереницы бесконечных упоминаний о появлениях и наблюдениях призраков не
остановились на нескольких старинных западнобелорусских и восточнопольских
замках. К первому из них, Ольшанскому, как и положено по закону жанра, мы после
долгого пути по проселкам подобрались почти в полной темноте.
Души ольшанские
По легенде, Ольшанский замок на этой земле основал еще в
начале XIII века князь Гольша. В средние века мужчины этого рода прославили
себя как послы, политики, дипломаты, а рождавшиеся в замке девушки становились
женами правителей.
Одна из них, княгиня Софья Гольшанская, явилась истории как
основательница знаменитой династии Ягеллонов, хотя едва за это не лишилась
головы. В 1420-х годах ее в качестве четвертой жены присватал 74-летний
польский король Ягайла. В качестве свата выступил соперник Ягайлы князь Вивовт,
весьма тонкий ход провернул стервец, подсунув красивую молодуху пожилому
величеству. Была у юной Софьюшки старшая сестра, и ее по всем правилам рода
надо было выдать замуж первой, но льстивый Вивовт быстренько спровадил замуж и
старшую дочь за подвернувшегося князя. Далеко идущий замысел свой он раскрыл
через несколько лет.
Сначала с его подачи пополз слушок, что молодуха просто не
может не изменять почти немощному восьмидесятилетнему старцу! Улики были почти
налицо: у Ягайлы кроме Софьи было еще 3 жены, за долгую супружескую жизнь они
не сумели родить от тогда еще молодого короля, а Софьюшка подарила
королю-старику одного за другим двух наследников и уж забеременела в третий
раз. Когда слухи об измене (и нелегитимности будущих престолонаследников)
совсем окрепли, сводник Вивовт прямо на сейме (верховном совете) нашел в себе
наглость открыто назвать короля рогатым. А наставил их якобы некий Генрик из
местечка Рогова. Взбешенный Ягайла едва не отправил и супругу, и изловленного
Генрика на плаху, но к счастью для Софьи ее мнимый или реальный любовник даже
под страшными пытками бормотал лишь: "Королева не изменяла королю..."
Семейный скандальчик замяли, тем более что Софья разродилась третьим
наследником. Королева пережила своего супруга почти на 30 лет, а под конец
жизни, когда все вроде бы начали верить в ее непорочность, вдруг открыто
приблизила к себе того самого Генрика из Рогова... А третий ее сын (сын
короля?) стал великим князем Литовским и королем Польским Казимиром.
Такие вот страсти творились в Ольшанском замке, хозяином
которого с 1525 года стал род Сапегов.
Сколько еще рогатых перебывало в его темных альковах,
сколько князей было отравлено, зарезано и "погибло на охоте", сколько
загубленных душ взывали к потомкам об отмщении - об этом история молчит.
Перестроенный Сапегами замок, который позже писатель Владимир Короткевич назвал
"Черным", несмотря на недобрую славу, современники считали самым
красивым на территории Литвы и Белоруссии. И одним из самых страшных. В его
темных переходах, по мнению многочисленной челяди, просто не могли не витать
духи и души невинно убиенных княжичей.
Однако жители замка больше боялись не их, а духа безродной,
бедной и скромной девушки. |