Чудеса из Калязина
В русском
Зазеркалье бывает всё
Редко знакомишься с городом, где чудеса начинаются прямо
«с порога». Вот выехала я из Москвы осенним утром, по пути неожиданно настала
зима, и по центральной улице Калязина – Московской – я шла уже по первому
снегу. В воздухе тянуло дымком – топились печки в старинных купеческих домах,
из подворотен выглядывали дворняги.
Ощущение было такое, что очутилась в уютном русском
Зазеркалье с сюрпризами.
Древо жизни
Улица Московская, где прежде шел Московский тракт,
упирается в волжские заливы.
А посреди огромного озера возвышается колокольня
Николаевского собора («русская Атлантида»), и кажется, что ветер вот-вот начнет
хрустальный утренний перезвон. Бабушки там до сих пор усердствуют в рукоделии –
творят многоцветные циновки. А прохожие на улицах непременно здороваются,
улыбаясь.
В городе среди прочих хорошо известна фамилия Белюстиных,
начавшая свое жизне описание в Калязине с Самойлы Белюстина в 1640 г.
Эта семья дала России священников, ученых, врачей и
юристов, среди них были сенаторы и тайные советники. Особенно историков
привлекает Иван Белюстин, родившийся 10 января 1819 г., – борец за свободу
совести, оставивший после себя ряд известных исторических трудов. Ныне
здравствующие Белюстины – переводчики, учителя и профессора.
Калязинцы корнями срослись со своим городом, и многие,
кого я спрашивала, уже не помнят, в каком поколении их предки начали здесь
жить. Просто все их прапрадеды жили здесь всегда.
Они любят свой город, знают его и берегут, сохраняя
традиции. Один из них, Сергей, прогулялся со мной по старинным улочкам,
рассказав множество легенд и историй.
Другой, Вадим, отвез меня на своей лодке через пятиречье:
Волнушку, Нерль, Печухню, Панку и Брычку – на Могильный остров, где сохранился
надгробный памятник некоему Тимофею Степановичу Блохину, жившему в 1835–1890
гг.
Вадим показал мне остатки самой высокой церкви, что была
построена в Калязине за все времена, и железные сваи, вросшие в землю.
На лодке мы проплыли мимо поселков Новово и Макарьево,
где вдоль берегов идет активное строительство. Люди хотят там жить, раз и
навсегда влюбившиеся в волжское приволье и уже не представляющие себя без этой
красоты.
Стоматологи отдыхают
В Калязине есть свой святой – Макарий Калязинский. В
Введенской церкви находится частица его мощей и выдолбленный из ствола дуба
гроб, или дубовина. В ней и было обретено нетленное тело святого. Дубовина до
разрушения Троицкого Калязинского монастыря находилась в надвратной церкви в
открытом состоянии.
По преданию, сохранившемуся среди жителей города,
считалось, что эта святыня помогает при зубной боли. За века калязинцы и другие
страждущие так истово лечили о дубовину свои зубы, что почти съели одну ее
часть, а на другой оставили множество следов от укусов.
Есть в Калязине и другое чудо – высотное сооружение, по
количеству металлоконструкций не уступающее Эйфелевой башне. Антенна дальней
космической связи, предназначенная для приема сигналов от автоматических
межпланетных станций и искусственных спутников Земли.
Радиотелескоп ТНА-1500, как это именуется в проектной
документации, или «Калязинское ухо», как говорят местные.
«Ухо» построили близ деревни Толстоухово – может, по
техническим расчетам, а может, так пошутили его создатели из ОКБ Московского
энергетического института.
Главным достоинством антенны является 64-метровое
зеркало. Масса поворотного устройства достигает 3200 т. Вся эта конструкция
умеет поворачиваться на 360 градусов всего за 4 мин.
Строительство было закончено в 1990 г., а создан
радиотелескоп с перспективой использования во многих долгосрочных космических
программах. Антенной уже пользовались японские специалисты, когда исследовали
Солнце.
Сейчас предполагается занять «Калязинское ухо» в большой
международной программе, где будут совместно работать над исследованием космоса
специалисты из 20 стран мира.
Богатый монастырь
Троицкий Калязинский первоклассный мужской монастырь
ведет свое летоисчисление с 1434 г. Сразу же он стал самым богатым и
влиятельным в округе. Пожертвования ему делали окрестные богачи, епископы,
великие князья и даже русские цари. В него приезжали Иван Грозный, Борис
Годунов, царь Алексей Михайлович, Петр Великий, императрица Екатерина Великая,
впоследствии утвердившая Калязин в статусе города.
В 1609 г. Троицкий монастырь стал центром
освободительного движения русского народа от польско-литовских захватчиков. В
нем «окопался» предводитель русского воинства Михаил Васильевич Скопин-Шуйский,
который летом 1609 г. одержал победу над неприятелем. Участники той
исторической битвы – пушки – сохранились до нашего времени. Они и сейчас, как
грозные стражи, стоят при входе.
В 1610 г. монастырь был разрушен и сожжен поляками, но к
середине XVII в. отстроился заново. К началу XX в. Троицкий мужской монастырь
вошел в число самых известных и богатых монастырей России.
Вот вам и Хрюша!
Это зимнее утро в Скнятинском охотхозяйстве поначалу было
веселым и бодрым. Мы впятером (двое охотников и три любопытные дамы,
увязавшиеся с ними посмотреть на кабанов) выпили крепкого чаю с травами и уже
предвкушали, как полезем на наблюдательную вышку, зароемся в сено и будем
наслаждаться зрелищем стада чавкающих свинок.
Резво натянули на себя все, что было теплого, и поехали.
Вышли из машины, и я первой быстро пошла вперед, остальные спокойно – следом.
И – мама моя дорогая! – на той самой поляне, которую мы
должны были обозревать с недосягаемых высот, стоит семья: секач, свиньи и
поросята.
За долю секунды (никто не успел и сообразить, что
произошло) секач преодолел расстояние в несколько десятков метров и совсем
рядом со мной резко притормозил, оставив борозду от копыт. Он был огромен и
страшен. Щетина длиной в ладонь дыбом стояла на холке. Длинное рыло, загнутые
клыки, красные маленькие глаза...
Ровно по линии он ходил туда-обратно, обозначив границу.
Его хвост, длинный и тонкий, яростно вычерчивал в воздухе зигзаги. Искоса он
наблюдал за нами, готовый защитить свое стадо. И какой же резкий запах
распространялся вокруг! «Вот вам и Хрюша, поросенок», – подумала я. Это же
ЗВЕРЬ! Настоящий, опасный и хищный зверь, которому попадись на пути – не
поздоровится.
Слышу: «Очнись! Тихо иди назад… Ты безопасна для него, ты
уважаешь его территорию. Только никаких резких движений. Не бежать. НЕ БЕЖАТЬ!»
Пульсация сердца – тонкая ниточка – превращается в набат.
Мы тихо отступаем. Я последняя втягиваю ноги в салон машины, и мы трогаемся
максимально спокойно.
Только тогда я замечаю, какие все бледные и как дрожат
лица. Мы не смотрим в окна и не разговариваем.
Так же молча идем в гостиную нашего охотничьего коттеджа,
один из егерей наливает всем водки, и мы, не чокаясь, ее выпиваем. Ух-х! И
начинаем говорить – все и сразу. Никому не стыдно за свой страх. Мы остались
живы – и слава богу.
Справка «ВМ»
Существует несколько версий названия Калязина. По одной
из них, в его основу легло угро-финское слово «кола» («рыба») – когда-то здесь
селились рыбаки из угро-финских племен. Другая версия связывает название города
с именем боярина Ивана Коляги, владевшего этими землями. Потеряв всю семью, он
ушел в Троицкий Калязинский монастырь и отдал монастырю все свои земли.
Автор: Ольга ЛАПТЕВА
http://www.vmdaily.ru/article/112387.html |