Последние ящеры Киевской Руси
Если внимательно почитать
древние летописи, в них можно обнаружить факты, которые сделали бы честь любому
фантастическому роману. Эти факты открывают для нас незнакомую и невероятную
реальность. Читателям, конечно,
известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну,
Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым
"богам" знают немногие. Удивительные гусли В летописи 1068 года
приводятся слова Григория Богослова о том, что люди приносят жертвы живущему в
реке зверю, которого называют "богом". В некоторых легендах его
называют Индрик-зверь или же Всем зверям отец. Судя по всему, речь идет о
поклонении звероящеру. Этот культ был распространен в северо-западных областях
Руси, в новгородских и псковских землях, видимо, потому, что там действительно
обитали звероящеры. И притом совсем недавно, всего несколько веков назад! И об
этом есть немало свидетельств. В своем труде
"Язычество Древней Руси" академик Б.А. Рыбаков пишет: "В связи с
нашей темой особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII
века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами
для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно
как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие
головки ящерят. На оборотной стороне гуслей изображены лев и птица. Таким
образом, в орнаментации гуслей присутствуют три жизненные зоны: небо (птица),
земля (лев, конь) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и
благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости
инструмента". Археологи находили гусли с
изображением двух конских голов (конь - обычная жертва водяному). На некоторых
гуслях XIV века изображены волны. "Коркодилов" надо кормить! При археологических
раскопках в Новгородской и Псковской областях на стропилах домов, на веслах, на
шаманских бляхах, на ручках ковшей встречаются многочисленные изображения
ящера. Это вполне реального вида существа с вытянутой мордой и огромной
зубастой пастью, похожие на одного из многочисленных видов доисторических
завров называемого в летописях "коркодилом". Собщение немецкого
ученого, вольного барона Сигизмунда Герберштейна, дипломата и путешественника,
посетившего Русь в 1517 и в 1526 году. Он записал свои наблюдения, а также
свидетельства источников, которые не вызывали сомнения в своей правдивости: Там
и поныне много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то ящериц с
четырьмя короткими лапами, с черным жирным телом, имеющим не более трех пядей
(60-70 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой
дом и с каким-то страхом всем семейством поклоняются им, выползающим к
поставленной пище. Несчастье приписывают тому, чей гивоит будет плохо
накормлен". Современные ученые
доверяют информации Герберштейна. Подтверждают его данные и русские летописи.
Правда, в них нет подробного описания "коркодилов", но это, видимо,
связано с тем, что их облик был всем известен и широко использовался даже в быту
как декоративный элемент. Садко и подводный царь Этнограф А.Н. Афанасьев
писал: "Крестьяне покупают миром лошадь, три дня ее откармливают хлебом,
потом надевают ей на шею два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают
красные ленты и в полночь опускают в прорубь". Судя по всему, тот, кто жил
в проруби, был огромным и довольно прожорливым зверем. А жертву ему приносили
зимой, в самое голодное время года. Летом "подводного царя" не
кормили, и он "залегал на водный путь" и "во образе лютого зверя
коркодила" нападал на плывущих рыбаков и купцов, топя и переворачивая их
лодки и поедая людей. В Псковской летописи
читаем: "В лета 7090 изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь
затвориша; людей много поядоша. И ужасаша людие и молиша бога по всей земли. И
паки спряташася, а иных избиша". Таких "царей" уважали, боялись,
почитали и зимой старались подкармливать. То есть изображенный на гуслях вместе
с другими животными ящер - такое же реальное животное, как лев или конь. Специалист по Древней Руси
академик Б.А. Рыбаков считает былину о Садко одной из самых древних в
новгородской земле. В изначальном варианте Садко не путешествует, а приходит с
гуслями на берег озера или реки и играет свои песни "водяному царю".
Этот "царь" выходит из воды, благодарит Садко за доставленное
удовольствие и обещает постоянный богатый улов и золотую рыбку, что- Садко становится уважаемым
человеком в Новгороде и быстро богатеет. Академик даже вычислил место встречи
гусляра с "подводным царем". Это было на озере Ильмень, у истока Волхова,
у западного берега реки. На этом месте археологи в 1952 году раскопали капище,
известное под названием Перынь, которое Рыбаков однозначно определил как
святилище "коркодила". Избиение "богов" Казалось бы,
полумифические животные были почитаемы в народе и неплохо жили еще каких-то 400
лет назад! А их истреблением и полным забвением мы обязаны последовательному
яростному и упорному насаждению в этих областях христианства, что отчетливо
видно из летописей. Реальный бог-ящер был опасным идейным противником Церкви.
Убедить поклоняющихся ему, реальному и грозному божеству, людей в существовании
какого-то абстрактного христианского бога было практически невозможно.
Существовал только один выход - беспощадное уничтожение всех этих животных,
"диавольских гадов", и полное искоренение памяти о них. Скорее всего, сначала
расправились с одомашненными маленькими тварями, а потом и с большими речными
"богами". Христиане нещадно истребляли ящеров. Идолопоклонников
убеждали, что это никакие не боги, а "отвратные" звери. В рукописи
Большой Синодальной библиотеки XVII века христианский летописец пишет о том,
как плакал народ, когда в реке Волхове изловили "окаянную тварь", а
затем лишили ее жизни. Ящер был торжественно захоронен местными язычниками в
"высокой могиле". По нему даже справили тризну. Тяжело было
расставаться людям со своими привычными древними богами. А христиане верили,
что ящера поглотил ад, просто не могло быть иначе. Священники беспощадно и
целенаправленно уничтожали последних представителей речных ящеров как языческих
богов. Так почти уже в наше время были безжалостно уничтожены последние
представители древних ящеров. А вековой режим замалчивания этих событий сделал
свое дело. Мало кто даже слышал об этом. Со школьной скамьи нам
внушается мысль, что это вымышленные мифические существа из народных былин и
преданий. Но из многочисленных летописей следует, что это не так. Еще раз
подтверждается истина, что легенды и предания являются достоверными источниками
информации и всегда отражают реальные события прошлого. "Интересная газета.
Загадки цивилизации" №21 2009 г.
|