Черниговский сфинкс не менее интересен, чем египетский
Изображение этого фантастического существа в своё время
украшало один из храмов Чернигова. Предлагаем отрывок, посвящённый этому существу, из книги
известного черниговского журналиста и специалиста в отрасли туризма Сергея
Колесника, которая готовится к печати. «Среди многочисленных памяток истории и культуры
Чернигова есть одна, которая занимает вполне отдельное место на всех просторных
поприщах Восточной Европы. Памяткой не только славянской, но и всей
индоевропейской цивилизации есть белокаменный барельеф, который в XII веке
украшал западный портал черниговского Борисоглебского собора, а в настоящее
время хранится в интерьере этого архитектурного шедевра Золотой поры. Он
изображает фантастическое существо с головой пса, парой лап, птичьими крыльями
и окутанное лозой чешуйчатым туловищем, которое заканчивается змеиным хвостом. Это - Черниговский Зверь. Рядом с другими архитектурными
украшениями из белого камня барельеф был найден во время реставрации
Борисоглебского собора в пятидесятые годы прошлого века после разрушений,
нанесенных сооружению во время Второй мировой войны. На протяжении десятилетий
высказывались разные предположения относительно содержания образа этой
комбинированной фигуры. Только в 2001 году на основании сравнительного анализа
сотен мифологических и эпических произведений индоевропейских народов было
показано, что существо из портала является воплощением Космоса. Речь идёт о
Космосе в философском, мифопоетичном смысле, то есть о целостном, гармоничном
мироздании, пребыванием в котором наслаждались древние люди. Эта Вселенная
представлялась им конечной, замкнутой, упорядоченной, прекрасной и максимально
приспособленной для жизни человека. С мифологической точки зрения все сказочные и былинные
герои, например, Святогор или Илья Муромец, были бойцами Космоса и повершали
подвиги для его спасения. Соответственно, их противники, Змей или Кощей
Бессмертный воплощали темные силы Хаоса. Древние индоевропейцы верили, что Вселенная состоит из
трех уровней: Небес, Земли и Подземного мира. Символом Верха, посланцами Неба,
были птицы. Срединный уровень представляла Мать-земля, которая символизировала
связь жизни и смерти, и потому могла появляться в образе хищного зверя, в том
числе и пса. Воплощением же Низа был Змей, который также ассоциировался как с
плодородием, богатством, жизненной силой, вдохновением, так и с бедой,
болезнью, смертью. Все три уровня объединяло Мировое Дерево, которое росло в
центре Вселенной, его корни проникали в Нижний мир, а крона - в Небеса. В
изображении на портале Мировое Дерево появляется как виноградная лоза. Важной деталью образа является то, что Зверь изображен "таким,
который оглядывается”. Образ вышел пространственно завершенным: размещаясь на
любой, даже самой ограниченной поверхности (например, на фронтоне или
межоконном простенке), образ остается со зрителем, не стремясь выйти за её
край. Зверь наслаждается торжеством своей царственной статики. Однако еще важнее другое: автор опять раскрывает
космичность Черниговского Зверя, но в этот раз уже не сюжетными средствами, а
средствами изобразительного искусства. Зверь, "что оглядывается”, появляется
готовым к отражению любой опасности - такой, которая выходит не только из
Земли, Неба, Воды или Подземелья, но и из всех сторон мира. Оглядываясь назад и
будучи готовым идти вперед, Зверь объединяет все три категории времени:
нынешнее, прошлое и будущее. На Черниговского Зверя чрезвычайно похожи резные
"драконы” соборов, построенных в XII веке в Галичи (Украина), Кракове (Польша),
Хамерслебене и Кведлинбурге (Германия). Однако, наш зверь значительно
выразительнее своих западных "родственников” - могучий, динамический и в то же
время спокойный. Иногда аналогичные существа изображают в движении, как
реальных животных, которые снижает силу их образа. Ведь идеальное существо
находится вне временами и пространства: находясь в покое, оно всегда готово к
действию. Именно это блестяще удалось автору барельефа: Черниговский Зверь
воплощает не только могущество и силу, но и готовность немедленно вступить в
битву с Хаосом. Раскрытие образа имеет и сугубо практическое значение.
Белокаменный Зверь являет собой своеобразный культурный мост, который соединяет
Чернигов с Западной Европой, с одной стороны, и Ираном с другой. Для многих
исследователей этот образ будет служить ключом для последующего открытия
глубинных слоев праукраинской и общей индоевропейской ментальности (тема,
которая приобретает особенную актуальность в наше время глобализации), будет
способствовать последующему выяснению, что является общим, а что - неповторимым
для каждой культуры. Концентрация могучей мифопоетичной энергетики в образе
Черниговского Зверя обусловила тот факт, что его белокаменное изображение в
течение десятилетий сознательно и подсознательно ассоциировалось с Черниговом,
было символом города, мотивом многих произведений декоративно-прикладного и
монументального изобразительного искусства, использовалось в оформлении
исторической и краеведческой литературы и тому подобное. В годы советской
власти оно было неофициальным гербом города. Черниговский Зверь совмещает в себе качества символа и
качества талисмана, который в течение девяти веков защищает Княжеский город.
Как символ он стоит несравненно выше традиционных геральдических животных, а
лишь считанные города планеты могут похвастаться памятками материальной
культуры, которые как их символы "дотягивают” до Черниговского Зверя. Великан европейской символичности лондонский Биг Бен
может восприниматься как воплощение Центра, оси Вселенной, а кроме того -
цикличность времени, что дополнительно усиливается его расположением на нулевом
меридиане. Но, уступая ему лишь по размерам, Черниговский Зверь обнимает все Пространство
и все время. К знаменитой парижской Эйфелевой башне Черниговский Зверь имеет
такое отношение, как глобус к своей оси». |