|
| | |
| Главная » 2010 » Март » 3 » Как Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи
22:30 Как Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи |
Хранители праха Крестителя
19
января православная церковь празднует Крещение Господне - в воспоминание о том,
как Иисус Христос пришел на реку Иордан и крестился от Иоанна Предтечи. А на
следующий день, 20 января, отмечается собор самого Иоанна Крестителя, который
проповедовал покаяние и предвещал приход Мессии. За осуждение беззаконий царя
Ирода, по просьбе Саломеи, действовавшей по наущению своей матери Иродиады,
Иоанн Предтеча был обезглавлен. Его мощи хранятся в монастыре Святого Макария
Египетского - одной из древнейших обителей в христианском мире. Автору
этих строк во время поездки в Египет посчастливилось побывать в этом святом
месте. Оно принадлежит коптской церкви, вообще-то довольно закрытой, которая
относится к древним восточным церквям. В монастырь не пустят не только
иноверцев, но и католиков. Однако к православным у коптов отношение особое,
хотя у них свой духовный глава - папа. Два отшельника В
Египте немало христианских святынь, и вообще эта страна является родиной
христианского монашества. Первым отшельником, фактическим основателем этого
института, был египтянин Антоний Великий (252-356 гг.). Будучи еще юношей, он
роздал большую часть своего имения бедным и удалился в Восточную пустыню, где
провел в полном уединении долгие двадцать лет. Со
временем к преподобному Антонию присоединились другие отшельники. Когда старец
скончался, его похоронили рядом с источником, куда он спускался за водой из
своей пещеры, а над могилой поставили часовню. Так был основан существующий и
поныне первый христианский монастырь, носящий его имя. Одним
из учеников "отца монашества" был преподобный Макарий (301-390 гг.).
Долгое время он подвизался вместе со своим учителем, а затем по его
благословению удалился в пустыню в поисках подходящего места для нового
поселения монахов. Такое место было найдено в Вади-Натрун - довольно обширной
впадине в Западной пустыне, между Каиром и Александрией. Близко подходящие к
поверхности подземные воды кое-где пробиваются наружу в виде минеральных
источников. В
40 лет Макарий, избранный настоятелем (аввой) учениками, поселившимися вместе с
ним, получил от Бога великий дар исцеления, а затем и дар вызывать к жизни
умерших. Вади-Натрун Сегодня
в Вади-Натрун расположен центр коптского монашества: здесь четыре больших
мужских монастыря. Старейший и наиболее интересный из них основал в 360 году
преподобный Макарий. Последние
тридцать-сорок лет коптское монашество переживает "вторую молодость".
Реконструируются и расширяются старые монастыри, строятся новые. Причина этого
явления, по-видимому, в том, что с ростом мусульманского фундаментализма копты тоже
потянулись "к истокам", чтобы укрепить позиции своей общины. Когда в
1970 году в монастыре Св. Макария началась реконструкция, там жили всего шесть
монахов, сейчас их уже около двух сотен. Нынешнее
жилище монаха трудно назвать кельей. Это отдельная двухкомнатная квартира с
кухней и ванной. Питаются монахи все вместе лишь раз в день. В трапезной они
берут с собой еду на остаток дня. Вместо черных монашеских одежд иноки носят
коричневые рубахи-"галабеи". У
монастыря Св. Макария обширное хозяйство, доходы от которого не облагаются
налогами. Одной земли 800 гектаров. Выращивают на ней преимущественно финики и
оливки. Продуйся животноводческой и птицеферм поставляется в крупнейшие
гостиницы Каира. Сами монахи землю не обрабатывают и навоз на фермах не убирают
- за них это делают около пятисот рабочих, среди которых есть и мусульмане. Но
обитателям монастыря забот хватает. Надо организовать производство, сбыт
продукции, ремонт техники, бытовое обслуживание. В монастыре имеется также
типография, оснащенная новейшим, компьютеризованным немецким оборудованием, где
работают монахи. Находка в древней церкви Ворота
распахиваются, и наша группа, миновав сады, подъезжает к стенам монастыря. Нас
встретил высокий красивый монах по имени Иринеос. После
традиционного чаепития с серыми сытными монастырскими булочками отправляемся на
экскурсию. Старая часть монастыря лежит метра на два ниже, чем та, что
примыкает к его нынешним стенам. Туда нас ведет лестница. Внизу
сохранились остатки старой стены с кирпичной аркой VII века. Во время
реконструкции, завершившейся в 1975 году, арку укрепили железобетонным поясом. Снимаем
обувь - так полагается у коптов, а вот голову при молитве, наоборот, требуется
прикрывать, -и входим в самую древнюю и просторную церковь монастыря, носящую
имя Св. Макария. Здесь же хранятся и его мощи. Церковь заложена в конце IV
века, но от того времени ничего не осталось. Самая старая ее часть - круглый
кирпичный купол X века, сооруженный над алтарем. Того же возраста и резные
деревянные алтарные врата. Во
время последней реконструкции церковь расширили, ведь ежедневно на заутреню в
ней собираются все многочисленные обитатели монастыря. Старую деревянную крышу
заменили железобетонной. С пола убрали культурный слой толщиной в метр. И вот
тут-то монахов ожидал сюрприз. Иринеос
зовет нас в левую часть церкви. Там, в полу - обширный люк. Монах открывает
его, и мы видим кирпичный склеп с полукруглой крышей. - В
склепе мы нашли мощи четырнадцати человек, - рассказывает Иринеос, - причем
один из них был обезглавлен. Из старинного манускрипта нам было известно, что в
свое время тело обезглавленного Иоанна Крестителя было перенесено для
захоронения в Вади - Натрун. Мы уверены, что он - один из тех, кто был
захоронен в этом склепе. Кстати,
замечу, что голова Иоанна Крестителя покоится в особом склепе в мечети Омейядов
в Дамаске, переделанной в свое время из христианской церкви, причем найдена она
была лишь в 705 году... Напротив
церкви Св. Макария - другая старинная церковь значительно меньших размеров. Она
посвящена похороненным там 49 мученикам-монахам, убитым в V веке кочевниками.
Кирпичные арки и колонны, взятые из более ранних римских сооружений,
сохранились едва ли не с основания церкви. Служба
проходит здесь лишь раз в году, 3 февраля - в день памяти мучеников. Черная Мадонна Переходим
к третьей, последней церкви монастыря - самой молодой. Кладка ее кирпичного
купола напоминает церковь Св. Макария, но она не круглая, а состоящая из
четырех треугольников-клиньев. Здесь интересны иконы, которых, вообще-то
говоря, в монастырских церквах немного. Коптская иконопись резко отличается по
стилю от нашей или греческой. Стиль этот можно было бы назвать примитивизмом -
не прописанные детали, нарушенные пропорции, будто рисунок ребенка. И
все же коптские иконы очень выразительны. Иринеос обращает наше внимание на
одну из них, известную как "черная Мадонна". Действительно,
Богоматерь с младенцем изображена на черном фоне. Причем икона выполнена не на
доске, а на коже, что для Египта необычно. Возможно, она была привезена из
Эфиопии, где на коже иконы писали очень часто. Точный возраст ее неизвестен, но
предполагают, что она была написана еще в XII веке. С.Голубоков "Интересная газета. Загадки цивилизации" №2 2010 г. |
Категория: Это любопытно |
Просмотров: 790 |
Добавил: Svetozar
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|