Вопрос
определения национальности глубок, но не бездонен, значит, исчерпаем, и не без
нашей помощи он рано или поздно будет исчерпан, потому что на него есть ответ и
нам он известен. Дело осталось за малым – растолковать его вдоль и поперёк до
столь предельно ясной степени, чтобы взяли в толк даже самые бестолковые, а
также те, кто попросту отказывается понимать очевидные вещи. Для этого и новое,
и не единожды сказанное нужно неустанно повторять, не теряя надежды на то, что
оно дойдёт в недалёком будущем и до недалёких умов.
Естественно
и даже похвально, что по каждому данному нами ответу тут же возникают всё новые
вопросы, замечания, придирки. По каким критериям определять русского – проблема
серьёзная, и очень может быть весьма скоро она станет, должна стать
первостепенной. Более того, замечания и возражения неизбежны, поскольку мы не
угодить всем и каждому намерены, а дать единственно верное решение. Кое-кто
никогда его не примет – это уже не наша забота, главное, чтобы поняли, и поняли
верно. Вот ради этого мы и спешим со всей готовностью и знанием дела разъяснить
и развить ранее сказанное.
Большинство
возражений и непонимания вызвано прежде всего неготовностью россиян осознать
возрождение и становление именно национального характера понятия «русский». Возвращая
своё исконное значение, это слово приобретает при этом новый, истинный,
конкретный смысл. Однако, замороченные имперско-интернациональной идеологией
россияне не желают и ещё не способны признать, что теперь для того, чтобы быть
русским, мало одной привычки считать себя таковым, той самой старой привычки,
которую иные выдают сегодня за желание. Но и одного желания мало.
Сколько ни
говорено уже здесь о критерии родства, иные непонятливые господа по прежнему не
угомонятся с вопросом «по крови или не по крови». На что отвечаю сразу
многократно. Во-первых, отослав к предыдущей статье, где сказано о том, что
кровь – это и есть физическое воплощение духа. Так что, кровная и духовная
связи сами меж собой тоже связаны. Они взаимно друг друга дополняют, и ни к чему
их противопоставлять. Во-вторых отвечаю, в который раз повторив: по крайней
мере один из родителей должен быть русским. Об антропологических, химических,
философских, религиозных и логических обоснованиях этого критерия упомянуто
ранее. Что касается упёртых противников всякой ценности кровного родства,
неисправимых рабов советской и неизлечимых жертв россиянской пропаганд, всех
тех, кто готов считать русским каждого, кто любит Льва Толстого и блины,
таковым по поводу русской национальности я отвечу евангельской фразой: «много
званых, но мало избранных». Это в-третьих.
Итак,
русский человек должен быть рождён русским. Это верно и непреложно в обоих
смыслах: и в том, что нужно иметь русского по национальности родителя, и в том,
что русским нужно родиться. Кто-то считает, будто только одного из родителей
мало, иные полагают, что и это излишне. Те и другие одинаково не правы. Уже
писали мы о том, почему достаточно иметь русскую мать или русского отца чтобы
быть русским. Ребёнок – это синтез отцовских и материнских ген, и через одного
из родителей, неважно, мать или отца, русская кровь, а, значит, и русский
национальный дух передадутся непременно. Какие именно гены, от матери или от
отца – всё это частные тонкости, благодаря которым каждый русский имеет свой индивидуальный,
неповторимый, но всё же русский национальный характер.
Два совета:
предпринять экскурс в историю и не выпадать из реальной действительности – это
всё, что можно дать латентным адептам фашистских идей, для которых русские мать
или отец – не повод называться русским, чьи ущемлённое тщеславие или нездоровое
воображение требуют выписывать справки о чистоте генеалогических древ по
материнской и отцовской линии до 1750 года, как это делали нацисты, а также
ввести в Конституцию закон о параметрах русского национального внешнего облика,
как то голубые глаза, ямочки, морщины, шрамы и веснушки. Говоря по совести и
учитывая русскую историю, щепетильным блюстителям безупречной национальной
чистоты надо бы требовать генеалогические свидетельства вплоть до XIII в., до
татаро-монгольского нашествия. «Grattez le russe et vous verrez le tartare»
говорил Наполеон, «поскребите русского, и найдёте татарина». И дело не в том,
кого можно обнаружить, если копнуть родословную француза на семь с половиной
веков вглубь, а в том, что и с благими намерениями надо знать меру.
С другой
стороны, романтически настроенные гуманитарии и гуманисты, наоборот,
недооценивают кровный, родственный, генетический, наследственный и
потомственный, назовите как угодно, критерий, ошибочно усматривая в нём
признаки то нацизма, то формализма, то материализма. Меж тем ни того, ни
другого, ни третьего нет в помине. Для определения русской национальности
идеалисты полагают достаточным либо культурный критерий, либо собственное
желание, либо мнение посторонних окружающих, либо фактор воспитания. Что можно
на это возразить? Кукушка не высиживает и не воспитывает птенцов, а
подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц, нередко съедая при этом одно или
несколько яиц из гнезда птицы-хозяина. Однако, кукушонок, выведенный иного вида
и рода птицей-воспитателем, не становится от этого соловьём, певчим дроздом или
толстоклювой пеночкой, он вырастает кукушкой, чтобы, как и предки его, свои
яйца тоже подложить какой-нибудь неразборчивой, но заботливой мамаше.
Предвосхищая
ропот недовольства и недопонимания, поясняю всё ранее сказанное досконально,
выражаясь возможно более доходчиво. Все споры о критериях определения
национальности страдают общим недугом – категорическим абсолютизмом. С какой-то
стати всеми ищется и не находится один-единственный критерий, принятие которого
почему-то должно исключать все прочие. Кто непременно желает знать, по крови
или нет определять русского, тот, узнав о необходимости наличия хотя бы одного
из родителей русского по национальности, тут же вопиет об ущемлении культурного
аспекта. Это ошибка. Во избежание её нужно вспомнить, что совершенство целого –
в гармонии элементов, и только все они вместе в правильной пропорции
гарантируют полноценность. На этом принципе основывались древние науки, им
руководствовались средневековые алхимики в своих неустанных поисках
спагирической формулы для наивысшего, целостного человеческого существа, этому
знанию следуют и современные учения о человеческой личности.
Философский
камень русского национализма нужно искать в том же направлении. Основа синтеза
– это русская кровь. Для тех, кто в опытах предпочитает аптекарскую точность,
добавлю – не менее 50% русской крови. Кровь для нации – это её квинтэссенция,
суть, как говорили в древнегреческой и средневековой схоластике. Однако, для
полноценности нужны и остальные элементы: самоопределение и определение со
стороны. Ещё раз повторяю, что взятого в отдельности ни одного из них для
определения национальности не достаточно, что ни один из них не самоценен, но в
совокупности они дают именно то, чего мы ищем – полноценного русского человека.
Отсутствие любого из них ведёт к ущербности, оговоркам и натяжкам.
Самоопределение, куда входит и культурный и психологический факторы, иными
словами, внутреннее самоощущение должно быть подтверждено внешним впечатлением,
то есть мнением окружающих, и наоборот. Но и то и другое – не более чем каприз
воображения или отклонение от нормы, если лишено своей сущности – русской
крови, происхождения, корней.
Особым
образом нужно заметить, что эти элементы не только дополняют друг друга, они
один другого обуславливают. Все попытки противопоставить кровный и культурный
критерий, придирчивые поиски и измышления исключительных и аномальных случаев –
лишь признаки упёртого категоризма. В действительности всё куда естественней и
проще. От русских матери или отца ребёнок по законам природы наследует любовь к
русской культуре, в силу которой, в свою очередь, он ощущает себя русским,
поэтому, наконец, таковым его считают окружающие. То же касается и пятидесяти
процентов крови, которые многим господам никак не дают покоя. Во-первых,
количество смешанных браков сравнительно не так и велико. Во-вторых, здесь-то
как раз и вступает в силу дополнительные элементы – самосознание и сторонее
мнение. Природа сделала своё дел – наделила человека русской и, скажем,
армянской кровью. Дело человека – определиться с выбором. При этом инородная
кровь может не только не разбавить, но, наоборот, обогатить природу его
национального характера.
Даже
несмотря на то, что очень многие великие и не очень русские люди раньше и
теперь впадали и впадают во всевозможные заблуждения и крайности на этот счёт
проблемы определения русской национальности, она разрешима. Поэтому я без
малейшего сомнения осмелюсь назвать ложной фразу философа Бердяева «все попытки
рационального определения национальности ведут к неудачам». Это не так. Есть
нации, они состоят из людей, к ним принадлежащим. Есть, безусловно, как и во
всяком правиле, исключения, но далеко не только в отношении русских. Достаточно
вспомнить Франца Кафку. В полу-немецкой полу-чешской Праге того времени помимо
двух враждующих народов: немцев и чехов, были ещё евреи, но Кафка, имея и ту и
другую кровь, одинаково не любил ни чехов, ни евреев, ни саму Прагу, что,
впрочем, не помешало ему стать великим писателем. Но это случай патологический,
с диагнозом шизофрения, у которой, как у глупости, жестокости или жадности, нет
национальности. Не надо путать медицину, нравственность и национальный вопрос.
Не надо изощрятся в поисках редкостных исключений. Надо лишь любить свою нацию,
гордиться своей национальностью и заботиться о её возрождении. Тогда всё станет
куда яснее.
Агентство
Русской Информации - АРИ
|