Ведущий Сергей Минаев
23 ноября
2009 года устроители, в общем то не столь дурной телепрограммы «Честный
понедельник», в творческом запаре представили весьма любопытную тему. Почему то
они сочли «одной из самых острых тем завершившейся или наступающей недели» тему
о тоталитарных сектах. Казалось бы, отношения между религиозными течениями –
это некий междусобойчик, вызванный или конкурентной борьбой за рынок, или схоластическими
дискуссиями, где темами является недоказуемое в принципе.
Вопрос к
телезрителям был поставлен в познеровской традиции – тот любил в вопросе
закладывать ответ, нужный его хозяевам. Помните коронное познеровское: - Почему
русские не любят богатых? Да воров они не любят, господин Познер! Воров!
Вот и эти
из «Честного понедельника» залепили вопрос телезрителям:
- Как бороться с тоталитарными
сектами?
С чем же призывает
бороться Сергей Минаев?
Прежде чем
начинать борьбу, совсем неплохо бы определиться с чем, собственно, предстоит
бороться и для чего?
И тут такое
стало выясняться…
Что есть
«тоталитарная секта»? И оказалось, что термин введён современным православным
инквизитором, – а именно на такую роль претендует он своими высказываниями и
действиями некто Александр
Леонидович Дворкин. Термин то Дворкин придумал, но не сумел
наполнить его смысловым содержанием, не оскорбляя иные, не православного толка
религии. Так что призыв, нарочито выделенный в вопрос «как бороться» так же
некоторым образом лишён содержания. Думать о том, что Сергей Минаев со своей
командой выполняет чей-то политический заказ за некую мзду, казалось бы не
правильным. Так зачем же придумывать подобные вопросы. Зачем вообще нужна
надуманная тема, при ежедневных проблемах, не иссякающих в нашем государстве.
«Страна то в анусе», - как заметил один не безызвестный киногерой, а мы вот про
«тоталитарные секты».
А вот об
авторе термина «тоталитарные секты» мне кажется, есть что рассказать. Личность
примечательная.
Господин
Дворкин родился в Москве в 1955 году. А уже в марте 1977 года, Александр
Дворкин эмигрировал из СССР, автоматически лишившись при этом советского
гражданства, т.е. в 22 летнем возрасте. В то время, когда его сверстники
постигали науку или работали на пользу своему народу, Дворкин смотался за рубеж
по липовому вызову какого-то израильтянина. По сговору с каким-то евреем. В США
получил образование, которое можно охарактеризовать как «около высшее»,
поскольку проучился всего 2 года.
В 1978 году
Александр Дворкин стал студентом Хантер-Колледжа Нью-Йоркского университета.
Летом 1980 года Александр Дворкин закончил Хантер-колледж, получив здесь
степень бакалавра по специальности «русская литература».
Имеет
определённые заслуги перед нашими противниками в «холодной войне». Перейдя
фактически на вражескую сторону Дворкин, по стезе предателя трудился на идеологическом
фронте в качестве диктора в бюро радиостанции «Голос Америки», а затем
перебравшись в Германию, работал на радиостанции «Свобода» одним из редакторов
отдела новостей мюнхенского бюро радиостанции.
Радио «Свобода» финансировалось Конгрессом
США. Александр Дворкин, отмечает, что этот факт ему сейчас припоминают,
несмотря на то, что раньше многие из критиков сами ловили «Свободу», чтобы
узнать новости о «гонениях за веру».
Дворкин
возвратился в Россию 31 декабря 1991 года. Вернул российское гражданство, при
этом сохранив и гражданство США. Несколько месяцев спустя, в марте 1992 года,
поступил на работу в недавно образованный Отдел религиозного образования и
катехизации Московского патриархата.
«Конфронтационный»
и «миссионерский» подход
Российский
религиовед С. И. Иваненко выделяет в Русской православной церкви два
основных подхода к последователям других религий, включая так называемые
«секты». Один из них он называет «конфронтационным», а другой —
«миссионерским». Иваненко отмечает, что для представителей конфронтационного
подхода характерно крайне негативное отношение к другим религиям как к
«тоталитарным сектам», «деструктивным культам» и так далее. Их руководители
изображаются преступниками и обманщиками, а последователи — жертвами «промывания
мозгов» и «зомбирования». Для
последователей конфронтационного подхода характерен нетерпимый и оскорбительный
тон критики оппонентов, отказ от любого диалога с «сектами», требования к
государству ограничить или запретить их деятельность. Согласно Иваненко, для
сторонников конфронтационного подхода последователи других религий и новых
религиозных движений представляют собой предмет сбора «компромата», а не объект
миссионерской деятельности. По мнению С. И. Иваненко, наиболее
известным представителем конфронтационного подхода является
А. Л. Дворкин.
Согласно
этого определения, Сергей Минаев призывал своим вопросом – «Как бороться с тоталитарными сектами?», занять телезрителей
конфронтационную позицию по не вполне ясному вопросу. Так сказать – «Ату их!».
А кого их? Тех, чья религия не вписывается в догмы православия? Отличная
позиция для православного инквизитора – да! Но не для авторов независимой
теледискуссии.
Заметим,
что:
1 мая 2009 года Комиссия США по
международной религиозной свободе представила президенту Обаме, Конгрессу США и
общественности доклад о проблемах обеспечения религиозной свободы в ряде стран
мира, в том числе в России. Недовольство Комиссии вызывает новый орган при
Министерстве юстиции РФ — Экспертный совет по проведению государственной
религиоведческой экспертизы и фигура председателя Совета
А. Л. Дворкина. Авторы доклада отмечают резкие заявления Дворкина об Обществе сознания
Кришны, Свидетелях Иеговы, неопятидесятниках и некоторых исламских
группах[кто?], а также на отсутствие у Дворкина «академического образования в
области религиоведения».
Так неужели
сама тема о тоталитарных сектах представляется острой для нормальных граждан
России? Подобная дискуссия вроде бы «на руку» только самому «изобретателю»
тоталитарных сект Дворкину. Существует и иное мнение - Дворкин и Кураев:
шайка духовных проходимцев?
Во всяком
случае, Дворкин наравне с Кураевым в Интернете личности популярные. Не смысла
тратить повторять то, что уже о них сказано.
«Тоталитарная теория» Дворкина
подвергается критике внутри РПЦ со стороны сторонников «миссионерского» или
«святоотеческого подхода». Согласно оценке религиоведа
С. И. Иваненко, по их мнению Дворкин и его единомышленники
«дискредитируют само имя православного миссионера и Русскую православную церковь».
Среди
сторонников миссионерского подхода — доцент Московской православной
духовной академии Р. М. Конь. По
его мнению, А. Л. Дворкин навязывает Русской православной церкви
чуждое ей «антикультисткое» отношение к нехристианским религиям и ересям, подменяя
богословскую православную аргументацию обвинениями в адрес «сект» в уголовных
преступлениях, связях с зарубежными спецслужбами, аморализме и прочее.
Ряд российских учёных-религиоведов
указывают на бессодержательность понятий «тоталитарная секта» и «деструктивная
секта». По их мнению, данные термины используются главным образом с
идеологическими целями — создания негативного образа религиозных объединений. Сам Дворкин утверждает, что позаимствовал определение понятия
«тоталитарная секта» из французского законодательства. На самом деле, в
принятом парламентом Франции в 2001 году законе о «сектантских организациях,
нарушающих основные права и свободы человека», не даётся какого-либо
определения сект, а религия вообще не упоминается.
Дворкин скорее прикрывается
Церковью. В результате его выступлений у несведущих людей появляется ощущение,
что в обществе все делятся на «наших» и «ненаших». При этом, антисектантские акции
усугубляют незнание религии и веры вообще, люди отворачиваются от православия,
если слышат высказывания таких людей, как Дворкин. Профессор Александр Дворкин
— не православный, а православные — это преподобный Сергий Радонежский и
митрополит Антоний Сурожский. В основе православия лежит христианский принцип —
возлюби Господа Бога Твоего и ближнего своего, а проявление агрессии — это
вообще не религия.
Оценивая
деятельность Дворкина, известный юрист, эксперт в области
церковно-государственных отношений Владимир Ряховский, утверждает:
«Центр св. Иринея Лионского», если
оценивать его по деятельности Дворкина и по выявленным им самим же признакам
«деструктивных и тоталитарных сект», по существу и является крайне
деструктивной сектой, которая, основываясь на лжи, пропагандирует вражду к
целому ряду официально действующих в нашей стране законопослушных религиозных
объединений.
Руководитель
проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», социолог,
религиовед Сергей Филатов высказал свою точку зрения на деятельность Дворкина в
связи с его назначением на должность председателя Экспертного совета по
проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ:
«Избрание
Александра Дворкина — акт (и со стороны власти, и со стороны РПЦ, которая не
могла не благословить такое возвышение главного патриархийного сектоведа) или
дерзости или безумия. Дворкин — фигура знаковая, на протяжении многих лет он шельмует без особого разбора
религиозные меньшинства, обвиняет (или подозревает их) в самых невероятных
преступлениях, призывает власти покончить с религиозной свободой. До сих пор он
выступал в роли главного сектоведа РПЦ. Раскручиваемая им перманентная кампания
ненависти не красила РПЦ. На мой взгляд, она ее просто дискредитировала».
От
деятелей, подобных Дворкину идут необоснованные наскоки на язычество,
оккультизм.
Во многом
благодаря Александру Дворкину и диакону Андрею Кураеву в декабре 1994 года на
Архиерейском соборе Русской православной церкви было принято определение «О
псевдохристианских сектах, язычестве и оккультизме». Некоторые критики
высказали мнение, что Дворкин совместно с диаконом Андреем Кураевым развернул
активную борьбу с любыми проявлениями религиозной жизни в России вне юрисдикции
РПЦ МП, сделав упор на устойчивые отрицательные стереотипы, привитые
антирелигиозной пропагандой в советский период. В список сект попал ряд протестантских
церквей и кришнаиты.
На фоне
вышесказанного очень странной оказывается для передачи «Честный понедельник»
постановка подобных вопросов в утвердительном ключе – странная форма ведения
диалога со зрителем.
|