Пиратское ремесло вчера и сегодня
О морских разбойниках человечество наслышано с древних
времен. Еще римским правом пираты были объявлены "врагами рода
человеческого". Со временем борьба с ними не только не утратила
актуальности, но даже стала частью международного права, согласно которому они
подлежат суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается
уничтожение пиратов без объявления войны. Правда, если разбойников возьмут в
плен, тогда их будут судить в соответствии с законом. Враги рода
человеческого А вообще-то в давние времена пиратство было обыденным
занятием - так, вполне пристойной работой, доступным заработком. В Древней
Греции, например, в море могли выходить все жители: только кто-то шел на рыбный
промысел, а кто-то - на пиратский. Во времена расцвета Римской империи
пиратство вовсю развернулось в Средиземном море. Ходят легенды, что сам великий
Цезарь однажды был заложником пиратов. Но им тогда непоздоровилось:
освободившись, Цезарь вернулся с легионерами и распял своих обидчиков,
фактически избавив от разбойников Средиземное море. Правда, ненадолго: с
упадком Римской империи они снова взялись за старое. А чуть позже Европу на севере донимали пираты из
викингов, и в XIII в. был создан Ганзейский союз городов для борьбы с ними. В
XV в. от морских разбойников досталось вечно враждовавшим между собой Британии
и Испании. В XVII в. пиратство распространилось вдоль побережья Новой Англии.
Но дольше всего оно процветало в Средиземном море, ведь ощутимая часть доходов
государств Северной Африки поступала как раз от пиратов. Лишь в XIX в.
американский и британский флоты объединились и вроде бы покончили с этим злом. "Вроде бы" - ибо пираты просто-напросто на
время затаились. Уж больно соблазнительно получать неправедную добычу, не прилагая
к этому особых усилий. В середине прошлого века, к примеру, в Юго-Восточной
Азии злодеи придумали такой способ нападения: проникали на суда под видом
пассажиров, затем нейтрализовывапи офицеров и приказывали им вести судно на
базу в заливе Биас (на северо-востоке от Гонконга). Там несчастных пассажиров
удерживали до тех пор, пока за них не платили выкупа. "Пиратский
ренессанс" Конец XX в. можно смело назвать "пиратским
ренессансом". В 80-90-е гг. участились нападения на суда в морях
Юго-Восточной Азии, где большая часть населения до сих пор живет доходами от
пиратства. Всплеск морских разбоев был вызван глобальным замедлением темпов
экономического роста. В этих условиях товары на судах стали лакомой добычей, и
неудивительно, что нашлись охотники найти им, а заодно и самим судам нового
собственника. По словам представителя Международного бюро Ноела Чунга, проще
ограбить судно, чем банк. Сводки о бандитских нападениях в море поражают
воображение: если в 1995 г. их было! "всего" 134, то в 2003 г. - аж
445! Наибольшую активность пираты проявляют в треугольнике Гонконг - Хайнань -
Лусон, возле Филиппинских островов, Индонезии, Сингапура, Шри-Ланки, Сомали, у
побережья от Сенегала до Нигерии, Бразилии, Никарагуа, Коста-Рики, в Красном
море. Самое опасное место - Малаккский пролив. Мы бандиты, мы
пираты, мы палим из автоматов! Оснащены разбойники превосходно: с помощью
радиолокационных станций перехватывают сообщения о терпящих бедствие судах. Они
предпочитают груженые танкеры или суда с низкими надводными бортами. Нападают,
между прочим, по старинке: подплывают к судну под покровом ночи и крючьями
берут судно на абордаж -прямо как в кино. С той разницей, что вооружены
головорезы до зубов, в то время как гражданским морякам оружие на борту иметь
запрещено и защищаться им приходится только баграми, лопатами и прочей ерундой. Беспредел на море чреват и экологическими катастрофами,
ведь в руки пиратам может попасть мощное оружие. А при нападении на
нефтеналивные, груженные химическими растворами, взрывчатыми веществами танкеры
велика вероятность попадания в море их опасного содержимого. Современных пиратов условно делят на четыре группы. В
первой - мелкие "сошки". Вооружившись ножами и пистолетами, они
нападают на любое судно и грабят по мелочи, их в основном интересуют деньги. Во
второй группе более серьезные парни - эти хорошо вооружены, действуют по
заранее разработанному плану, легко убивают, их цель - груз. Третья группа
включает в себя этакие интернациональные группировки корсаров. Убить могут весь
экипаж. В лучшем случае, высаживают его. Груз переносят на свой корабль, а
судно продают или забирают себе. А в четвертой группе - морская полиция,
которая "подхалтуривает" на стороне в свободное от службы время. По статистике, 80% пиратских нападений произошло в территориальных
водах прибрежных государств. Закон не позволяет военным кораблям приходить на
помощь, так как они не могут входить в территориальные воды другого
государства. Объявляется война! Украинские и российские суда все чаще становятся мишенью
для морских разбойников. Во времена СССР пираты красного флага боялись и,
кстати, знали, что гражданскому судну может прийти на помощь военное. Бывали
случаи, когда КГБ отправлял в места, где орудовали пираты, суда-ловушки - на
вид обычные торговые, но начиненные современным оружием. Стоило пиратскому
судну приблизиться к нему, как тут же взмывал вверх красный флаг. Ловушка
действовала безотказно - мало кто уходил от нее. Сегодня морскому пиратству объявлена война. Власти
Евросоюза решили всерьез заняться безопасностью судоходства у сомалийских
берегов, К сотрудничеству приглашены все заинтересованные, в том числе Украина
и Россия. М.Соловьёва "Интересная газета. Невероятное"
№17 2009 г.
|