Сталкеры спускаются в подземелья
Ребят манят тайны
пещер Они исследуют подвалы, бункеры, пробираются в старинные
катакомбы и называют себя путешественниками по подземельям, сталкерами. Но что влечёт их в глубину и не поджидают ли там
опасности такие же, как героев романа братьев Стругацких? Чтобы найти ответы, я
отправилась за ними в лабиринты… Кобяковский
призрак «Под землёй не курить: кое-где могут быть скопления
метана. От группы не отставать, фонарик и каску с головы не снимать», —
инструктирует меня Артист. К театру он не имеет никакого отношения, по
профессии Кирилл СИВЦОВ — архитектор. Но это наверху, а под землёй у него такое
прозвище, настоящие имена здесь ни к чему. Писательницу Иру ВЯЗОВУ называют
Хоро, экономиста Максима НЕЖИЖИМОВА зовут Джастом, а Михаил ПРОСУЖИХ,
занимающийся автобизнесом, известен как Фэйс. Профессии разные, а страсть одна
— подземелья. Начинался их сталкинг с аксайских катакомб, куда меня и привели
на экскурсию. О том, что не надела предложенный карлсон — комбинезон из
плащовки, я пожалела сразу же. Вход в лабиринты оказался таким узким, что
забираться туда пришлось ползком по грязи. Только через пару метров своды
расширились. «Сейчас топаем по основной ветке к старой бойлерной. А вот этот
лаз пробили мы, — свернув схему, Артист посветил фонариком на отверстие в
стене. — Искали вход в Кобяковское городище, на котором стоит бункер». Ребята
вычитали в Интернете, что, по преданию, там спрятан клад, но его до сих пор не
могут отыскать. Все экспедиции заканчивались неудачей, нередки были несчастные
случаи, а иногда люди просто пропадали. Поговаривают о призраке, охраняющем
сокровища. Есть даже очевидцы, встречавшие призрачную женщину в белых одеждах.
«Мы люди разумные и во всякие привидения не верили. Но однажды тоже кое-что
здесь видели, до сих пор не можем найти объяснение», — разводит руками Фэйс. …Они осторожно пробирались по лазу и были уверены, что в
катакомбах, кроме них, нет никого, как вдруг прожектор выхватил светлую фигуру
впереди. Девушка в длинном платье мелькнула на секунду и тут же скрылась за
поворотом. Удивлённые сталкеры дошли до этого места и обнаружили тупик. Куда
она могла деться? Будто прошла сквозь стену. От греха подальше ребята повернули
назад. А вскоре после этого произошёл ещё один странный случай. Бункер на Зелёном острове, известном своими аномалиями,
отыскали быстро: у ребят был компас и точные координаты этого объекта.
Спустились туда и, немного побродив, решили вернуться в лодку за забытыми
вещами. Взяли их, вернулись к бункеру и увидели ровное поле. Сто раз проверили
данные, посмотрели на компас. Ошибка была исключена. Обыскали весь остров, но
объект будто испарился… Правда, сталкеры говорят, что остерегаться надо не
мистики, а более реальных вещей. Опасности катакомб Мы пролезли уже довольно глубоко и ещё ни разу не
сворачивали, но вдруг Максим остановился у пролома в стене: «Нам туда».
Попадаем в небольшой зал. На закопчённой стене нарисованы символы, а напротив
входа — ниша с остатками воска и обточенный камень. «Здесь был алтарь, стояли
свечи, а повсюду лужицы крови. Маловероятно, что человеческой, наверно,
приносили в жертву какую-то несчастную кошку. Сатанисты почему-то обустроились
не на кладбище, а здесь», — пожимает плечами парень. Сталкеры, наткнувшись на
это место, долгое время обходили аксайские катакомбы стороной, но через пару
месяцев решили разведать обстановку. Выяснилось, что секта ушла оттуда. Но есть
вещи и похуже встреч с сума.сшедшими фанатиками. Опасны оптические обманы,
из-за которых можно легко заблудиться. Бывает, светишь вперёд и видишь
несколько проходов, подходишь вплотную, а там всего лишь один или вообще глухая
стена. Но самое страшное — это обвалы. «Слава Богу, у нас таких ЧП не было, —
рассказывают ростовские сталкеры, а потом вдруг осекаются. — О, смотрите!
Проверим, куда этот ход ведёт. Главное, чтобы в подвал не вылезли, как в тот
раз». …Год назад они бродили по этим катакомбам и, решив
изменить привычный маршрут, свернули в неизвестный тоннель. Поплутав по нему с
полчаса, уже решили возвращаться, как вдруг наткнулись на дверь. Толкнули.
Вышли в подъезд жилого дома. За такие сюрпризы сталкеры и любят аксайские
лабиринты, говорят, они самые интересные, не то что в Ростове. У нас полазать
особенно негде, ведь раньше все подвалы сообщались, под землёй был целый город.
Теперь же все переходы замуровали. Остаётся только генеральный коллектор,
катакомбы под Первомайским парком, а ещё каменоломни на улице Амбулаторной… Пройдя ещё несколько тоннелей, мы вернулись к выходу.
Вылезли. Я посмотрела на часы: оказалось, мы скитались в лабиринтах целых
полтора часа, а кажется, не больше десяти минут. Ну вот, теперь загадочный
подземный мир позади и о нём напоминают только грязные джинсы и исцарапанные
руки. Всё тело ломит. Как хорошо, что скоро попаду домой, где хорошо, уютно,
но… пожалуй, скучно. «Так вот, про Амбулаторную, — перебивает мои мысли Артист.
— Есть слушок, что тоннели под улицей уходят в подземную реку. Ты пойдёшь с
нами её искать?» «Обязательно!» — вырвалось у меня. Вот так и превращаются
обыкновенные ростовчане в сталкеров… СЛОВАРЬ СТАЛКЕРА Заброс — процесс проникновения (преимущественно под
землю). Карлсон — резиновый полукомбинезон с приклеенными
сапогами. Лятор — персональный шахтёрский фонарь. Ракоход — длинный низкий тоннель, преимущественно в
ливнёвках. Назван так из-за особенностей прохождения. Слонобой — особо мощный фонарь (от 25 ватт и более). ТОЛЬКО ФАКТЫ — Слово «сталкер» (Stalker — с англ. «ловчий») вошло в
обиход сразу после выхода романа братьев Стругацких «Пикник на обочине».
Сталкинг — посещение законсервированных, заброшенных территорий, увлечение
сродни археологии, только изучаются как правило продукты современной и не очень
давней человеческой деятельности, а не древности различных цивилизаций. — Урбан трип — одно из направлений сталкинга в формате
современного искусства (Urban Trip — с англ. «городское путешествие»). Этот вид
появился относительно недавно и определяет людей, увлекающихся индустриальной
фотографией. Они пробираются в заброшенные бункеры и подвалы заводов не для
того, чтобы поймать адреналин или найти старинные трофеи, а чтобы сделать
снимки. Анна Ивченкова http://don.aif.ru/issues/812/012 |