Фото М. Хендрикса и Р. Лебауфа с регистрации первого «брака»
дегенерат-педерастов в Квебеке, Монреаль, 1 апреля 2004 года
10 советов пастырю
1. Признать
наличие этой проблемы в общественной жизни и создать климат приятия любого
человека, каким бы он ни был, для того, чтобы благовествовать ему любовь
Христову.
Не
правильно было бы делать вид, что проблемы не существует. Безусловно, есть
темы, которые требуют пристального внимания, но было бы неправильным обращать
все внимание только на них. От проблем, связанных с полом, нельзя
отворачиваться.
Проблема
гомосексуальности - такая же, как проблема блуда, убийства, воровства,
лжесвидетельства и пр. Гомосексуальность так же, как и другие страсти, отрывает
человека от Бога. И это так же надо показать страдающему от своей страсти и
желающему исправления. При доверительном отношении священника человек может
раскрыть свою гомосексуальную страсть - на исповеди у некоторых духовников
такое было не раз. Более того, они замечают, что человеку не хочется об этом
подробно говорить, достаточно понимания, а далее общая работа над собой, вне
зависимости от того, какая именно страсть терзает сердце человека.
Учитывая,
что страдающие от этой страсти внимательно следят за теми мыслями, которые
высказывает священник, следует постараться донести мысль о том, что Господь
принимает и этих людей как Своих блудных сынов, и готов даровать им Свое
прощение и исцеление. То, что гомосексуализм - это ненормально, знают все,
поэтому лишний раз сказать об осуждении гомосексуалистов на адские муки
означает только еще больше увеличить уныние в сердце и уменьшить шансы на то,
что человек когда-нибудь обратится за помощью. Вступать в спор бессмысленно,
верующие могут только свидетельствовать о радости иной жизни. Следует
стремиться создать климат принятия, поддержки и любви к грешникам, а это
возможно только тогда, когда проповедь больше будет строиться на том, что
Христос сделал для нас. Рассказать о том, как Он принял блудницу Марию
Магдалину, не отверг сборщика податей Матфея, как Он выступал против
законнических осуждений блудницы - это правильный путь проповедания.
Утверждение веры в возможное исцеление от грехов во Христе - это радость, которую
пастырь может принести иссохшему и разбитому сердцу.
2.
Выслушать и вселить надежду
При
обращении отдельного человека пастырю прежде всего следует внимательно
выслушать человека и ободрить его. Надежда - это то, чего так тщетно ищут
многие, попавшие в сети зависимости от гомосексуализма. Поэтому уместным здесь
будет напомнить слова апостола Павла:
"Или
не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни
блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры,
ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не
наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но
оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". (1
Кор. 6:9-11).
Как мы
видим, апостол понимал проблемы гомосексуального поведения и даже
транссексуальности (некоторые исследователи полагают, что "малакии"
означают именно гиперфеминизированных мужчин). И апостол не отталкивает
грешника, а свидетельствует о преображающей силе благодати Святого Духа.
Дух уныния,
тревоги стал постоянным спутником сегодняшнего урбанизированного человека,
оторванного от родителей, друзей, от естественного обитания в природной среде.
Этот дух противостоит Святому Духу, Духу жизни, любви и мира. И именно пастырь
Христов должен поддерживать надежду, вселять радость и помогать бороться против
разрушительного духа уныния.
Вместе с
тем, нужно быть реалистом и честно предупредить, что, хотя и нужно стремиться к
изменению в т.ч. влечений, однако не для всех это окажется возможным. Можно с
уверенностью ожидать лишь того, что взаимоотношения с окружающими перестанут
быть поверхностными и приобретут большую глубину, улучшится общее эмоциональное
состояние, человек сможет восстановить утраченное целомудрие. При этом, как
замечает опытный врач-психиатр и священник о. Георгий Захарченко, "На
невозможности преодоления акцентироваться не нужно, ведь невозможное человекам
возможно Богу, и это безусловно, только надо человеку открыть себя Богу, а для
этого существуют проверенные веками методы борьбы со страстями".
3. Уверить
в том, что Бог любит каждого.
Третье, о
чем следует напомнить несчастному - это о том, как Бог нас любит. Гомосексуалы
не верят в то, что Господь может любить их. Некоторые из них считают, что их
чувства настолько порочны, что сама их молитва вызывает у Бога отвращение. И
здесь снова нужно привести слова Писания: "И сказал Бог: сотворим человека
по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами
морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею
землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека
по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил
их". (Быт.1:26-27)
"Так
как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя" (Ис. 43:4).
"Сказываю
вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели
о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии". (Лк. 15:7 и
далее притча о блудном сыне).
Здесь можно
также привести мнение преп. Макария Великого (Добротолюбие, 1 том в рус. пер.)
о том, что душа человеческая сотворена по подобию Духа Божия, и человек
настолько велик, что превосходит ангелов, может быть другом Божиим, в нем может
обитать Сам Господь. Тертуллиан говорит, что когда Бог творил наши тела, Он
смотрел на Своего Сына как на образец (это важно упомянуть, поскольку многие
гомосексуалисты ненавидят свое тело).
4. Побудить
к углублению взаимоотношений с Богом
Апостол
Павел рассматривает гомосексуальность как одну из форм идолопоклонства души,
забывшей Бога (Римл. 1:21-27). Поэтому перед пастырем стоит, прежде всего,
задача помочь человеку открыть для себя Бога Отца и Господа нашего Иисуса
Христа - через молитву, через осознанное чтение Слова Божия, через таинства
Крещения, Исповеди и Причастия и жизнь по заповедям Божиим. При обращении
человека с проблемами за помощью следует провести полную исповедь за всю жизнь,
особо обращая внимание на то, чтобы простить и примириться в сердце со всеми
ближними. Причастие Тела и Крови Христовых должно быть частым в меру духовного
роста и подготовки.
Опыт
церковных миссий на Западе свидетельствует о том, что начинать работу с
проблемами гомосексуалов следует именно с углубления отношений с Богом.
"Гомосексуальные
устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются
Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и
святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми,
готовыми оказать духовную поддержку". (Из "Социальной концепции
Русской Православной Церкви", ХII.9.)
5. Вовлечь
в общину и предложить служение
Как пишет
о. Георгий, " видятся в основном 2 подхода к "этим людям". Для
тех, кто не видит проблемы, т.е. когда не созрел еще внутренний личностный
конфликт - яркая правдивая информация. Для тех, кто хочет преодолеть - радость
общения в нормальной среде (даже подчеркнуто гетеросексуальной) - это может
быть православная молодежная община,, где совместная деятельность
(общественная, церковная, семейная и т.п.) является важной составляющей… само
устройство правильной церковной общины - это и есть лучшее средство лечения как
обсуждаемой проблемы, так и многих других". "Кто в христианской семье
обычно получает большее благословение от воспитательного процесса - ребенок или
родители? Побывав в обеих ролях, могу заверить вас, что родители. Если я служу
вам, когда вы испытываете эмоциональную или физическую боль, то кто получает
большее благословение, вы или я? Я убежден, что я. Исцеление гомосексуала, как
и большинство других исцелений, обычно будет происходить в среде верующих.
Таким образом, благословение получает не только человек, проходящий эту борьбу;
оно изливаются на всех, кого Бог использовал в процессе исцеления".
Безусловно,
поскольку гомосексуализм вырастает на почве искажения взаимоотношений в семье,
действенным способом исцеления будет создать для человека "вторую
семью", а такой и должна быть настоящая крепкая церковная община. Впрочем,
если родители и близкие еще живы, человеку с влечением к своему полу следует
попытаться осознать неправильность семейного уклада и наладить отношения с
близкими, - это длительный процесс, но он заметно повлияет на возвращение к
норме.
Кроме того,
предложив варианты социально полезной деятельности, можно сместить акценты
восприятия действительности, которую гомосексуалы зачастую воспринимают
исключительно через призму своих проблем в области пола.
6. Изучить
вопрос
Гомосексуальность
самим гомосексуалам кажется явлением неизбывным, изначальной поврежденностью, с
которой невозможно бороться. Иногда кажется, что Бог сотворил гомосексуалов
такими, или же это последствия первородного греха, как некоторая форма
уродства. Опыт психиатрии, однако, подсказывает, что гомосексуальность
закладывается в основном в детстве из-за неправильных отношений в семье, а может
быть вызвана и опытом изнасилования (особенно в случае лесбиянства).
Вместе с
тем, известны случаи изменения от гомосексуальности к гетеросексуальности.
Сегодня в
мире распространено много лживых теорий относительно природы гомосексуализма.
Думается, священнику не стоит подробно разбираться в том, почему они
неправильны, однако следует внимательно изучить возможную динамику развития
гомосексуальности (причины явления, связанные с семьей и окружением) и узнать о
наиболее часто встречающихся проблемах гомосексуалов и методах работы с ними.
Священнику лучше знать конкретные случаи и методы избавления от страсти
гомосексуальности, чтобы не предлагать своему духовному чаду просто
воздерживаться или вступить в брак. Зачастую невозможность последовать таким советам
только усугубляет ситуацию.
7. Побудить
к работе над собой и изменению отношений с ближними
Гомосексуальность
- это всегда лишь верхушка айсберга, маска, под которой скрывается личность
взрослого ребенка с большим комплексом неполноценности: закрытого и
недоверяющего (неискреннего), слабовольного, болезненно ищущего внимания и
одобрения других, привыкшего решать все проблемы не напрямую, а подлаживаясь
под людей, исполненного жалости к себе. Эти проблемы тянутся за ним из детства.
Девушки также закрыты, но зачастую не позволяют себе быть "слабыми" и
стремятся доказать силу своего характера. Как для юношей, так и для девушек
характерно, что они не умеют адекватно выражать свои чувства, зачастую
стремятся всех контролировать, не умеют дружить, дарить любовь и в особенности
принимать ее. Почти всегда они несут в себе громадное бремя вины и
отверженности вследствие изнасилования и участия в нечистых практиках, часто
подвержены депрессиям или пристрастны к психоактивным веществам.
Пастырь
должен убедить человека серьезно посмотреть на себя и решиться на то, чтобы в
себе что-то менять. Человека следует побудить рассмотреть типичные проблемы
гомосексуала или лесбиянки (самовосприятие, чувства, поведение и стиль
отношений) и попытаться их проработать.
Пастырь редко
бывает психологом, он не должен быть им и чаще всего. Психологические проблемы
гомосексуала - это обычные проблемы, как мы сказали, взрослого ребенка с
большим комплексом неполноценности, и методы чаще всего одинаковые. Наверное,
надо разбираться в явлении, чтобы понять и, если возможно, сопереживать
человеку, но для выбора метода пастырской работы это несущественно. От пастыря
важнее выступить в роли руководителя, быть воплощением крепости, но и не
забывать, что уместный юмор позволяет решать многие проблемы. Здесь играет
большую роль сама личность священника, его готовность и способность стать
истинным духовным отцом человеку с проблемами. Нужно сразу иметь ввиду, что
работа с невротичными людьми легкой быть не может.
8.
Адресовать к специалисту и группам поддержки
В некоторых
случаях все же потребуется поддержка профессиональных консультантов. Следует
убедиться в том, что данный психотерапевт использует совместимые с
христианством методики и разделяет точку зрения, согласно которой влечение по
желанию клиента можно попытаться изменить. Также полезным будет для человека
членство в группе поддержки.
Вместе с
тем, следует предупредить о подстерегающей здесь человека ошибке - заменить
веру психологией. Следует постоянно напоминать, что действительное исцеление
человека возможно лишь во Христе, а психологические методики являются лишь
вспомогательными для обретения душевного здоровья. Как замечает о. Георгий, "есть
сомнения, что следует буквально переносить западный опыт преодоления в наши
условия и на нашу ментальность. В большинстве случаев там имеются лишь
психические и эмоциональные терапевтические приемы, они не знают силу Св. Духа
вся немощная врачующую и оскудевающая восполняющую, и акцент делают на внешнем,
мы же всегда смотрим вглубь - в сердце, - и начинаем там, и заканчиваем. Эта
разница очень существенна. Именно поэтому мы (т.е. наши) и священники и миряне
чувствуют и ожидают не внешних изменений, а внутреннего преображения, и именно
поэтому так мало разработаны у нас внешние методы, и так богаты мы
аскетическими приемами, но это надо понять для желающих преодолеть".
Также
неправильно будет общаться на глубоком уровне только с пастырем, психологом и
группой людей, имеющих сходные проблемы, - это будет означать лишь смену одной
закрытости на другую. Нужно всячески побуждать человека с проблемами быть
открытым общению со здоровыми верующими людьми.
9. Поручить
человека ответственности семейной пары христиан или человеку того же пола,
крепко укорененному в вере
Обучение на
примере верующих наставников - вот лучший способ возвратиться к нормальной
жизни. Для многих гомосексуалов возвращение к нормальной жизни происходило по
мере того, как искренние христиане учили их хорошо забытому в нашем обществе
искусству настоящей дружбы. Наставник может и не знать проблем с половой ориентацией
своего подопечного (однако для самого гомосексуала будет полезнее открыть свой
недуг близким людям, которым он доверяет, - это важный шаг на пути к
искренности и смиренному признанию своего несовершенства).
10. Не
лечить, а заниматься профилактикой
Однако, как
говорит о. Георгий, "самой главной задачей я вижу все же не преодоление, а
профилактику - воспитание МУЖЧИНЫ, защитника семьи, Церкви и отечества. (Так же
и ЖЕНЩИНЫ). Эта задача должна иметься ввиду во всех мероприятиях и проектах,
т.к. есть основа для правильной ориентации. Об этом можно долго и
подробно…" В этом он согласен с последним руководителем европейского
отделения миссии для экс-геев Exodus Грэмом Хазеллом, который говорит: "Из
того немногого, что я знаю о ситуации в вашей стране, я бы сказал, что целевая
аудитория семьи и подростков - основная, которую нужно достичь. Предотвращение
через образование, противодействие неправдам этого мира будет иметь самое
большое влияние. Те, кто уже в этом стиле жизни, придут к вам, если они узнают
правду или хотят чего-то лучшего".
И
действительно, сегодня самая насущная задача - заняться просветительской
работой с семьей. Устраивать беседы по проблемам воспитания детей, особенно в
неполных и второбрачных семьях, из которых наиболее часто выходят люди с
проблемами. Разработать и предложить формы досуговой деятельности (походы и
пр.), которые бы способствовали социальной адаптации подростков с проблемами.
Лучше, когда в этих походах и прочих сборах находятся не более 1-2 человек со
схожими проблемами, чтобы мероприятия не превратились в место для культивации
своих глубоких и тяжелопреодолеваемых чувств. Также следует по возможности
привлекать взрослых мирян и студентов для работы с такими детьми. Социальное
служение больше дает душе человека, чем даже занятия академическим богословием,
общение в Интернете или членство в движениях с неясными целями.
Хотелось бы
надеяться, что и наши духовные школы обратят внимание на данный вопрос, и в их
программу будут введены психологические дисциплины, в особенности, психология
развития личности и основы клинической психологии, будут разработаны курсы,
объединяющие основы православной аскетики с современными знаниями по
психологии.
Владимир
Митрополит
Сурожский Антоний о преодолении проблемы гомосексуализма
Владыка
Антоний Сурожский известен далеко за пределами Русской Православной Церкви как
человек святой жизни и глубокого, искреннего слова. Слушая или читая его
проповеди, действительно сталкиваешься с живым опытом общения с Богом. Мы
надеемся опубликовать и его мысли о любви, браке, которые очень верно отражают
позицию Церкви, подчас представляемую в карикатурном свете.
- Есть
ли у вас какое-нибудь мнение о причине гомосексуализма? Есть ли у вас опыт
помощи и реабилитации? Встречались ли вам случаи исцеления, чтобы пол и
сознание совпадали?
- Гомосексуализм
многими описывается как болезнь и потому представляется явлением неизбывным.
Должен сказать, что я с этим не могу согласиться. Гомосексуализм -
ненормальность, то есть это, конечно, болезненное состояние. Оно может стать
грехом, если делается уже деятельностью по отношению к другим мужчинам и
активным отвращением к женщинам, но, насколько мне известно, физического,
физиологического основания у гомосексуализма нет. В одной из психиатрических
клиник Лондона было сделано очень вдумчивое исследование этого вопроса, и
заключение было таково: гомосексуализм является либо психическим расстройством
- я к этому вернусь через мгновение, - либо греховностью в смысле разврата.
Как
психологическая расстроенность он может объясняться различно. Есть причины, о
которых у нас еще нет ясного представления. Но часто бывает, что человек
делается тем, что на русском языке называют мужеложником, потому что в течение
всего своего детства он был под гнетом или любовной заботой матери или
какой-нибудь женщины, которая заменяла ему в жизни мать, и в результате у него
получился страх, отвращение, ужас ко всему женскому.
Началось
это тогда, когда он не мог еще думать ни о том, что он под гнетом, ни о том,
что не все женщины - по образцу гнетущей его. Но это уже вкрапливается в его
психику, в его сознание, так что он не может от этого отделаться. У него
рождается страх, и отвращение, и отчуждение от всего женского, от всякой
женщины. И так как в нем есть естественное половое побуждение, то он его
обращает к себе подобным. С этим он может бороться либо может поддаться. Если
он поддается этому влечению, с точки зрения Церкви он согрешает. Об этом ясно
говорит и апостол Павел (напр., 1 Кор 6:9), и церковные каноны, это
несовместимо с тем, чтобы себя называть христианином. Речь не идет, конечно, о
том, что в человеке могут быть те или другие побуждения, если он с ними
борется. Тогда это делается такой же проблемой, какая бывает у любого человека,
мужчины или женщины. У кого есть сильное влечение к другому полу, но который на
основании своей веры или просто по внутреннему сознанию своего достоинства и
чистоты этому влечению не поддается. Если человек поддается такому влечению по
отношению к людям иного пола, мужчины по отношению к женщинам и наоборот, то он
осуждается не за влечение, а за действие; грех делается грехом не когда в тебе
есть побуждение и ты с ним борешься, а тогда, когда ты ему поддаешься.
В этом
отношении в житиях святых у нас есть замечательный пример разницы между Божиим
судом над побуждением и над действием. Был священник, монах; каждый раз, когда
он крестил женщину, в нем поднималась целая буря. Он стал молиться своему
святому, Иоанну Крестителю, чтоб тот его освободил от этой греховной бури. И
святой Иоанн Креститель ему явился и сказал: "Я могу умолить Бога, чтобы
Он тебя освободил от этого, но тогда ты потеряешь венец мученичества. Продолжай
бороться с этим влечением, никогда не поддавайся. Пока ты не поддашься, это в
тебе борьба со злом во имя Христа. Если я тебя освобожу, ты уже не будешь
борцом за Христа. По отношению к мужеложеству мы должны принять такое
положение: или это психическая ненормальность, или греховность, сознательно
принятая, разврат. И в том, и в другом случае, если это влечение становится
действием, то подлежит церковному наказанию и отлучению. Было время, когда
борьба с этими побуждениями была облегчена тем, что эти побуждения были
окружены неодобрением общества и запретов со стороны законов, не только
церковных, но и гражданских. Теперь же, когда гражданские законы не восстают
против мужеложества, гомосексуализма, каждый человек должен взять на себя
полную ответственность за свое отношение к этим фактам, и, если нужно, восстать
против мнения других людей. Но это требование встает не только по отношению к
мужеложеству, оно встает по отношению к целому ряду вопросов, перед которыми
стоит христианин в нехристианском обществе или в гниющем христианском обществе,
что тоже надо принять в учет.
И конечно,
я должен прибавить к уже сказанному, что особенную греховность, особенное
уродство надо усматривать в людях, соблазняющих не только своих ровесников,
которые могут им ответить отпором, иногда даже физическим отпором, но и детей,
которые не знают, что от них ожидают, и могут быть вовлечены в эту стихию мрака
и зла, воображая, что их ведут взрослые люди, знающие, как надо жить, - тогда
как те не только не знают, как надо жить им, но еще совращают и других.
Выдержка из
интервью с диаконом Андреем Кураевым
- Может
ли гомосексуалист стать православным священником?
- Церковные
каноны однозначно определяют гомосексуализм как деяние, несовместимое со
священным саном. Но в том-то и неясность, что каноны (нормы права, законы)
говорят именно о деяниях. На языке церковного права гомосексуалист - это
человек, совершивший определенное деяние. На языке же современной психологии
гомосексуалист - это человек с гомосексуальным влечением. Значит, сегодня это
слово понимается более широко.
Отсюда и
неясность: поскольку каноны говорят о действиях, а не о помыслах, то можно ли
безусловно распространять определения церковных канонов на людей, еще не
совершивших гомосексуальных поступков и отказавшихся от их совершения? Может ли
канон, право наказывать за помысл, регулировать чувства?
Не во всех
своих мыслях человек свободен. Что-то в него всевается "лукавым".
Что-то определяется психическими травмами и впечатлениями детства (как раннего,
так и подросткового). Если человек, заметив в себе гомосексуальное стремление,
пугается его, оценивает его негативно, кается в нем и не допускает себя до
соответствующих деяний - то с точки зрения христианства это прежде всего аскет.
Он победил свой помысл, хотя до конца еще и не искоренил его (а какой вообще
греховный помысл можно до конца искоренить?). За что же его наказывать? А ведь
такая борьба бывает и у святых. Даже искренний, даже святой христианин может
быть стужаем этим искушением: "Вопрос: Помысл говорит мне, чтобы я
беседовал с братом, к которому чувствую влечение, когда его вижу… Ответ: Брат!
И я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился,
подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними… Брань
сию упраздняет непрестанная молитва с плачем… Да не расслабят тебя бесы, чтобы
обращать внимание на брата, которым завлекаешься, или беседовать с ним, но если
тебе и случится нечаянно с ним сойтись против твоего желания, удержи взор твой
со страхом и благопристойностью, и не слушай внимательно его голоса… Скажи
помыслу твоему: вспомни страшный Суд Божий и стыд, который постигнет
тогда" (Вопросы преп. Аввы Дорофея и ответы старца Варсонуфия Великого,
7).
Как видим,
блудный помысл гомосексуального типа сам по себе, раскаянный и не воплощавшийся
в блудных действиях, в этом случае не стал канонической преградой для
рукоположения. Тем более, что человек не всегда всецело и единственно
ответственен за свои мысли: худшие помыслы могут в него всеваться врагом рода
человеческого. Вот обычный мужчина. У него есть обычное мужское чувство
влечения к женщине. Но это не значит, что он должен на всех набрасываться. А
если он в добрачном состоянии (семинарист) или монах, то он обязан вести
целомудренный образ жизни. Если у тебя, по каким-то физиологическим,
психологическим или иным причинам, сформировалось влечение к особям
собственного пола - это не означает, что ты должен перед ним капитулировать.
Борись. И
если победишь, если сможешь контролировать это свое влечение, то сможешь стать
священником. Только в том случае, если под "гомосексуализмом"
понимать влечение к людям своего пола, а не только сексуальную практику, можно
сказать, что человек, у которого это влечение есть, но он не доводит свой
гомосексуализм до практики, может стать священником.
И еще один
поворот судьбы возможен в связи с этой печальной тематикой. - А что, если
человек уже стал монахом, священником, и лишь затем обратил внимание на
реальную структуру своих сексуальных впечатлений и осознал себя в
психологическом смысле гомосексуалистом? Узнав в себе этот "зов" и с
ужасом признав его реальность, он приходит на исповедь к духовнику и говорит,
что вот такая мысль вторглась в его душу. Должен ли духовник требовать от
такого человека отказа от священного сана? Мне кажется, что нет.
Церковные
же каноны со времен ап. Павла как раз не делают различия между блудными грехами
"естественными" и "противоестественными". И о блудниках
сказано то же, что о мужеложниках: "Или не знаете, что неправедные Царства
Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни
прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни
злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют". (1 Кор. 6, 9-10).
Каноны Отцов также приравнивают один грех к другому. "Любодеяния
посвященных Богу… Мужеложники и скотоложники, и убийцы, и отравители, и
прелюбодеи, и идолопоклонники - того же осуждения достойны. Поэтому правило,
какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих… Явившему неистовство в мужеложестве
время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего
прелюбодеянием" (Правила Василия Великого 6, 7, 62; аналогично 4-е Правило
св. Григория Нисского).
Св. Иоанн
Постник снижает епитимьи (почему - он говорит в своем 3-м правиле) за блудные
грехи с 15 до 3 трех лет - причем опять же не отличая прелюбодеяния от
мужеложства (Пр. 20 и 29). У того же канониста мы встречаем ограничение
действий канонов: "Действие на сердце нечистых помыслов, если грех еще не
содеян, не подвергается епитимии… Сочувствие сердца с помыслами очищается
двенадцатью поклонами… Борьба со страстями бывает достойна или награды или
наказания" (Правила 4,5 и 6).
Сама
сексуальность человека таит в себе риск падения. Духовник знает это. Знают это
и каноны. Поэтому помыслы не наказываются (хотя к борьбе с ними человек,
конечно, призывается). Вот послушник пришел на исповедь перед своим монашеским
постригом. Завтра вечером он даст обет девства. Есть в нем помыслы, которые,
если они воплотятся в реальные дела, окажутся несовместимыми ни с наследованием
Царства Божия, ни с монашеством, ни со свяществом? - Конечно, есть. Но именно
для того, чтобы не оказаться плененным ими, он и прибегает к помощи старца и
игумена, объявляет им войну.
Можно ли
быть уверенным, что он всегда останется столь же чистым, как в минуту этой
своей исповеди и в день пострига? - Нет: такой уверенности ни у игумена, ни у
духовника, ни у епископа, давшего благословение на этот постриг, быть не может.
Так что
любой постриг или хиротония - это риск. Но ведь есть и надежда, что "Богу
содействующу" юноша пройдет начатый им путь без самых страшных падений. И
в этой надежде его постригают и рукополагают.
И право на
эту надежду имеет любой человек, желающий освободиться от тирании помыслов и
стать господином своего сердца.
Источник: www.overcoming-x.org.ru |