|
| | |
| Главная » 2011 » Январь » 22 » По следам древних цивилизаций
12:08 По следам древних цивилизаций |
Загадочные «самолетики» 28-10-2010 Андрея СКЛЯРОВ
Множество глаз рассматривало золотые
крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке Колумбии.
Они не раз экспонировались на передвижных выставках «Сокровища Колумбии»,
проводившихся в различных странах мира.
Но только в 1969 году американский
ювелир Эмануэль Стауб обратил внимание на то, что одна из крылатых фигурок,
копией которой он располагал, как-то уж очень сильно похожа на самолет. Ювелир
переслал копию своему другу, известному зоологу Айвену Сандерсону, руководителю
Общества по изучению необъясненного. Ученому сразу стало ясно, что фигурка,
названная в выставочном каталоге «зооморфной», в действительности не имеет
прототипов среди животных. В то же время несколько авиационных экспертов, с
которыми консультировался Сандерсон, признали в находке модель летательного
аппарата. А возраст ее составил более тысячи лет.
Статья Сандерсона о древнем самолете,
опубликованная в конце 1969 года журналом «Аргоси», произвела сенсацию, и
побудила к поискам аналогичных фигурок в музеях и частных собраниях. Всего к
настоящему моменту известно свыше тридцати «золотых самолетиков». Обычно их
находили в захоронениях индейских вождей. Предполагается, что при жизни хозяев
эти предметы использовались в качестве нагрудных украшений или амулетов.
Благодаря наличию в захоронениях органических остатков, поддающихся датировке
радиоуглеродным методом, время изготовления крылатых амулетов известно с
достаточной точностью - около 500 года нашей эры. Авторами этих шедевров
являлись мастера индейской культуры толима, жившие на территории нынешней
Колумбии, в среднем течении реки Магдалена. Однако творения их рук встречались
далеко за пределами названного региона. Так, в берлинском Музее этнографии
хранится «самолетик», найденный на территории Коста-Рики. Сообщалось об
обнаружении подобных изделий из золота в Венесуэле и Перу.
Не все фигурки этого типа обнаруживают
столь же яркое внешнее сходство с самолетом, как экземпляр, обследованный
Сандерсоном. Более того, изготовители фигурок явно изображали некое живое
существо, о чем свидетельствуют глаза и пасть. Соответственно, классификации
этих предметов специалистами по древним культурам Америки носят биологический
оттенок. Крылатые амулеты часто связывают, например, с «культом насекомых».
Аналогичный экспонат из Музея естественной истории в Чикаго снабжен подписью
«летучая рыба», а его собрат из Музея примитивного искусства в Нью-Йорке
подается публике как «крылатый крокодил». И все же, несмотря на различие форм,
практически все крылатые фигурки из золота сохраняют принципиальную схему
самолета, которой нет точных соответствий в природе. На каждом экземпляре можно
ясно различить кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль.
Все споры вокруг колумбийских
«самолетиков» оставались умозрительными, пока за дело не взялись Алгунд Энбом и
Петер Белтинг из немецкого городка Лер. Этих очень разных по профессии людей -
медика и офицера ВВС - объединил глубокий интерес к истории авиации. Вдобавок,
Белтинг уже давно увлекается моделированием самолетов. Энтузиасты приняли
решение построить увеличенные копии крылатых фигурок и испытать их в
полете.
Для копирования были выбраны две фигурки,
наиболее похожие на самолет - та, которая прославилась благодаря публикациям
Сандерсона, и золотой амулет, хранящийся в Смитсоновском институте в
Вашингтоне. По размерам модели превосходили миниатюрные оригиналы в 16 раз, но
сохраняли все их пропорции и особенности формы. Для вящего сходства копии
покрыли золотистой краской. Так как по виду колумбийских «самолетиков» трудно
было определить, какого рода двигатель мог на них стоять, Петер Беллинг создал
модели в двух вариантах - с пропеллером и реактивным движком.
Результат был ошеломляющий.
Радиоуправляемые модели оказались в состоянии выполнять даже такие фигуры
пилотажа, как «бочка» и «петля»! Они уверенно маневрировали в воздухе и
заходили на посадку, несмотря на поднимавшийся время от времени ветер. В ходе
испытаний у моделей не выявилось абсолютно никаких аэродинамических
недостатков. Даже с выключенным двигателем они превосходно планировали.
Эти испытания, начатые в 1996 году,
повторялись много раз. В апреле 1998 года за демонстрационными полетами моделей
наблюдали сотни участников ежегодного съезда Немецкого общества авиации и
космонавтики. Маститые ученые, авиаконструкторы и профессиональные пилоты были
едины в своем мнении: конструкция этих летательных аппаратов совершенна. В
природе нет, и не могло быть ничего подобного.
Этот экспонат комнаты 22 Египетского
музея в Каире носит инвентарный номер 6347. В его судьбе много общего с судьбой
колумбийских крылатых фигурок. Предмет был найден археологами в 1898 году близ
Саккары в захоронении, датируемом III веком до н.э. Находку поместили в ящик с
ярлыком «Деревянные фигурки птиц», где она пролежала довольно долго, пока ее не
выставили в музейной экспозиции. Целых полвека по ней равнодушно скользили
взоры посетителей, вплоть до 1969 года. Переломным моментом в своей судьбе
древнеегипетская «птица» обязана доктору Халилу Мессихе, который помимо
основной специальности имеет археологическое образование и серьезно увлечен
изучением египетских древностей. Он-то и узрел очевидное: деревянная «птица»
больше напоминает самолет или планер.
Предмет N 6347 изготовлен из твердого
дерева сикомораи и весит около 40 грамм. Длина «птицы» - 14,2 см, размах
крыльев - 18,3 см. Носу фигурки придана клювовидная форма, с одной стороны даже
нарисован глаз - на другой стороне он почему-то отсутствует (возможно, стерся).
Кроме этого, у модели нет никаких признаков пернатых. В частности, хвост, как и
у колумбийских «самолетиков», представляет собой вертикальный киль. Крылья и
корпус имеют явно аэродинамические, «зализанные» контуры.
Знатоки в области конструирования
летательных аппаратов констатировали: да, похоже на модель планера, но с одним
конструктивным изъяном - нет горизонтального оперения, стабилизаторов, без
которых планер будет неустойчив в полете. Понимал это и Халил Мессиха.
Объяснение проблемы ему видится таким: «Часть хвоста отломана. По-видимому, на
нем крепились в горизонтальном положении рули высоты». Исходя из такого
предположения, Мессиха изготовил из платана точную копию экспоната N 6347,
добавив стабилизатор, и испытал ее в полете. Она замечательно планировала, а,
будучи оснащена моторчиком и пропеллером, развивала скорость до 95 км/час и
оказалась даже способной нести груз».
Сразу же после сенсационного открытия в
1971 году была образована специальная комиссия из авторитетных египетских
археологов и авиационных экспертов для изучения данной находки и поиска ее
аналогов в запасниках Египетского музея. И аналоги нашлись. 12 января 1972 года
в центральном зале музея открылась выставка древнеегипетских «моделей
самолетов», которая насчитывала уже 14 экспонатов.
|
Категория: Это любопытно |
Просмотров: 635 |
Добавил: Svetozar
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|