Статья А.А.Проханова
Сайт газеты «Завтра»
Отклик на неё Ю.Г. Иванова:
2007-11-22 20:01 voljanin
Баланс сил за обозримую историю последних веков был не на стороне русских людей. Ценой невероятных усилий им иногда удавалось взрывать бетон власти, прессующей волю народа. А.Проханов в последнее время активно занял позицию, которую можно красноречиво назвать "СИНТЕЗОМ" самоуправления народа и "самодержавного императора". К сожалению, пока такой союз невозможен, хотя лично я всегда был сторонником единства и синтеза противоположностей. Нельзя назвать потому, что сейчас народ и власть не противоположности. Власть - искусственная и наведённая извне надстройка. В 90-е годы она сплыла в виде пены бурлящего потока настроений народа. Сейчас власть более гибкая и опытная, но все равно она не выражает Дух народа. Это показал и слет путинцев - западное шоу, сплошное "вау". В русской истории было и лучшее "Перо России", были Пугачев и Стенька, были вольнодумцы, декабристы и многие другие патриоты, образ которых остался в нашей памяти несгибаемым и светлым. Не создаст нынешняя власть коллективный образ Человека, который мы увидели в фильме "Коммунист", где играл Евгений Яковлевич Урбанский. У Александра Проханова был выбор - остаться в истории колоколом русского вольнодумства, русской души, русской державности, русской словесности. Для меня таким человеком, современником наших дней, остался Василий Шукшин. Его уничтожила власть, для которой Шукшин был реальным, духовным и современным Стенькой Разиным. Когда после "Калины красной", по самым глубинкам нашей Державы стала подниматься волна душевного очищения людей, судьбы которых переломала эпоха, Василий Шукшин решил создать кино эпопею русского бунтаря Разина, то власть не на шутку испугалась. Представляю себе, что творилось бы в душах советских людей, если бы этот фильм вышел на экраны! И что творилось бы с властью. Новочеркасские события были только цветочками.
Прочтите эти строки, которые. В.Шукшин написал в своём романе "Я пришёл дать вам волю":
"Степан лежал на кровати...Не спалось. Лежал, устроив подбородок на кулаки, думал свою думу, вслушивался в себя не тревожится ли душа, не завещует ли сердце недобро. Нет, всё там тихо, спокойно. Даже непонятно: такие дела надвигаются, вот уже и побежали в страхе, и не дураки побежали, и не самые робкие - чем-чем, а робостью Фрол не грешил, - ну? А как дадут разок где-нибудь, тогда чья очередь бежать? И мысль второпях обшаривала всех, кто попадался в память. Ну, Иван Черноярец, Фёдор, Ларька, Мишка, Стырь – такие лягут, лягут безропотно многие и многие.. А толк-то будет, что ляжем? Видел Степан, но как-то неясно: взросла на русской земле некая большая тёмная сила – это притом не Иван Прозоровский, не Семён Львов, не старик митрополит – это как-то не они, а нечто более зловещее, не царь даже, не его стрельцы – они люди, людей ли бояться?.. Но когда днём Степан заглядывал в лица новгородским, псковским мужикам, он видел в глазах их тусклый отблеск страшной беды. Оттуда, откуда они бежали, черной тенью во всё небо наползала всеобщая беда. Что это за сила такая, могучая, злая, мужики и сами тоже не могли понять. Говорили, что очутились в долгах неоплатных, в кабале. Но это понять можно. Сила же та оставалась неясной, огромной, неотвратимой, а что она такое? – не могли понять. И это разжигало Степана, томило, приводило в ярость. Короче всего его ярость влагалось в слово – «бояре». Но когда сам же он хотел вдуматься - бояре ли? – понимал: тут как-то не совсем и бояре. Никакого отдельного боярина он ненавидел той последней искупительной ненавистью, даже Долгорукого, который брата повесил, даже его, какой ненавидел ту гибельную силу, которая маячила с Руси. Боярина Долгорукого он зашиб бы при случае, но от этого не пришёл бы покой, нет. Пока есть там эта сила, тут покоя не будет, это Степан понимал сердцем. Он говорил – «бояре», а его понимали, и хватит. Хватит и этого. Они, собаки, во многом и многом виноваты: стыд потеряли, свирепеют от жадности… Но не они та сила.
Та сила, которую мужики не могли осознать и назвать словом, называлось – ГОСУДАРСТВО»
Несколько моих сообщений недавно не пропустили. В них я сравнивал А.Проханова с русскими пророками, искал параллели и расхождения. Надеялся на понимание, искал точки соприкосновения. Нет, у меня нет осуждения. На мой взгляд, писатель делал все что мог и как мог – бунтовал, призывал, обличал, объединял, переживал, страдал. Стремился к возрождению страны, государства, мощи и тому подобное. Но вот пришёл к власти человек, внешне достойный, умный, деятельный, прагматичный . Но это не Стенька Разин, это не Василий Шукшин, не герой Е. Урбанского, и далеко не Махатма Ганди. Может он сам это хорошо понимает, поэтому и не хочет идти на третий срок, да, скорее всего это так и есть. Понимая внешнюю угрозу, все-таки, не стоит её так уж преувеличивать, главное понять, что главное сейчас здесь в России! Шоумен Грызлов, может, конечно, поднимать «патриотическую волну» среди молодых, но нас-то уже не проведёшь, не заставишь махать флажками ЕР! Мы за эти годы многое в себе переплавили, многое переосмыслили, многому научились. «Революция венчает эволюцию» писал Сталин. Лично для меня революция произошла в моём сознании, изменила мою судьбу. Жаль, что некоторые деятели восприняли эпоху перемен как трамплин для комфортной жизни, в результате чего их судьба осталась прежней, пресной, как и тысячу лет назад. И хорошо, если хоть один из всех выздоровеет, пошлёт подальше остальных и скажет: «Сотворите своё благо сами!» Может тогда и воспрянет Русский Дух!
2007-11-23 00:28 voljanin
Дополнение к предыдущему тексту:
"Что же касается меня лично, предоставляю вашей совести упиваться содержанием божественной красоты самодержавия (оно покойно, да - и выгодно), только продолжайте благоразумно созерцать его из вашего прекрасного далёка: вблизи то оно не так красиво и не так безопасно..." Виссарион Григорьевич Белинский. "Письмо к Гоголю".
"Вы, сколько я вижу, не совсем хорошо понимаете русскую публику. Её характер определяется положением русского общества, в котором кипят и рвутся наружу свежие силы, но сдавленные тяжёлым гнётом, не находя исхода, производят уныние, тоску, апатию. ... И вот почему звание писателя у нас так почтенно, почему у нас лёгок литературный успех даже при маленьком таланте. ... И вот почему у нас в особенности награждается общим вниманием всякое, так называемое, либеральное направление, даже при бедности таланта, и почему так скоро падает популярность великих талантов, отдающих себя искренно или намеренно в услужение православию, самодержавию и народности. Разительный пример Пушкина, которому стоило написать только два-три верноподданнических стихотворения и надеть камер-юнкерскую ливрею, чтобы вдруг лишиться народной любви!" В.Г.Белинский. Там же.
Это не критика, это сохранение баланса.
«И публика тут права: она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от русского самодержавия, православия и народности и потому, всегда готовая простить писателю плохую книгу, никогда не простит ему зловредной книги. Это показывает, сколько лежит в нашем обществе, хотя ещё в зародыше, свежего, здорового чутья, и это же показывает, что у него есть будущность» Там же.
Баланс сохранялся за счет жертвенности патриотов России, какими были великие русские поэты, писатели, барды, скоморохи. Ценой своих жизней они УДЕРЖИВАЛИ Русь от окончательного краха. Но приходит время, когда этот баланс ДЕРЖАВЫ будет сохраняться спокойной здоровой и разумной жизнью без жертв и уныния. К сожалению, с одной стороны, лидер коммунистов тратит время на подсчеты каких-то процентов. А в это время другой – противоположный, подминает под себя остальную публику, как Фигаро мотаясь везде и всюду. Есть такое выражение в арсенале нашего учения – «Солнышко сияет тихо». Учесть бы это вождям. И еще одно важное условие – без сил Природы ничего не выйдет! Если бы две тысячи лет назад, рожденный народом мессия пошел в Природу, распятия бы не было! С тех пор жизнь и теплилась за счет жертв. Но сейчас, когда сделан этот важный вывод, нужно научиться жить так, чтобы человек мог побеждать смерть! Мы родились для того, чтобы жить. Те, кто виноваты, уйдут и не вернутся, по крайней мере, в ближайшие десять тысяч лет. И здесь можно согласиться с А.Прохановым, что пылесос включен.
|