Рерих и Авель в Карелии: Гиперборейские зарисовки
На острове Тулолонсаари Ладожского озера, что в 10 км. от
карельского г. Сортавала, 29 августа 2009 года состоялась открытие памятной
доски в честь пребывания там выдающегося художника, исследователя, путешественника,
общественного деятеля Николая Рериха. Как сообщает сайт «Новости музеев», мраморная доска с
гравированным на меди рисунком Николая Рериха «Тулон» выполнена в
Санкт-Петербурге по проекту художников В. Васильева и В. Головачева. На белом
мраморе алеет знак «Знамени Мира» – символ Пакта Рериха, первого в истории
международного договора о защите художественных и научных учреждений и
исторических памятников. На острове Тулолансаари стоял дом купца Овечкина, в
котором семья Рерихов проживала в 1918 году. В 1920-х годах дом был перекуплен
и вместе с другими постройками объединен в усадьбу «Tulolanhovi». В 1950-х
годах, во время укрупнения колхозов, добротный деревянный дом был разобран и
вывезен с острова. В Ладожской серии рисунков Н. Рериха до сих пор хранятся два
листа с названием «Тулон», изображающие ландшафт и строения на острове. До
настоящего времени на острове Тулолонсаари не было ни одного упоминания о
пребывании семьи Рерихов. В 2009 году в рамках проекта «Карелия. Мифы и
реальность», поддержанного Музеем-институтом семьи Рерихов, была снаряжена
экспедиция на остров, результатом которой стала фиксация точного местоположения
усадебного комплекса «Tulolanhovi», включающего в себя сохранившиеся до нашего
времени объекты: пристань, дорогу в усадьбу, еловую аллею, колодец, остовы
фундаментов хозяйственных построек. По результатам экспедиции было принято
решение о необходимости установки памятного знака на месте бывшей усадебной
пристани. В 1918 году Николай Константинович Рерих – выдающийся
художник и мыслитель – прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это
была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к
Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к ее истории. Он живо
интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в
стародавние времена связывалось с северными территориями. В это же время художник проявляет интерес к старинным
финским храмам, он подчёркивает своеобразие финской настенной живописи;
фантастические орнаменты, птицы, звери напоминают ему наскальные рисунки Севера
– «в них чувствуется... время, когда христианство наложило руку на священный
шамаизм». Статьями о стенописи он хотел добиться проведения реставрационных
работ в финских каменных храмах. Рискну предположить, что суть интереса
Н.Рериха к Северу в раскрытии самых древних, самых глубоких пластов времени,
того времени, когда ковался дух Севера, когда народ и Природа жили вместе.
Любовь к древним легендам, преданиям отозвалась в картине «Чудь под землю ушла»
(1913). Возможно, это центральная работа в отношении Финляндии и Карелии.
Предание гласит о северном народе, ушедшем жить под землю. Аналогичное предание
будет найдено Рерихом на Алтае. Это одна из ниточек, которая приведёт его в
Тибет на поиски загадочной страны Шамбалы. Современый исследователь Тибета,
профессор Э.Мулдашев, пишет о скрытых пещерах, в которых находится генофонд
человечества – представители всех человеческих рас, живших на Земле. Не этот ли
народ ушёл под землю? Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни,
устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских
книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно
сравнить разве что с земным раем и сохранившаяся в народной памяти под именем
Беловодья. Беловодье – не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в
своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной
стране и пытался отыскать Рерих на Севере. Он занимался серьезным изучением
северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его
изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в
виде единой и неразрывной цепи, начало которой – на Севере, а конец – на
Востоке, на Тибете и Гималаях. Однако, вопрос, почему Н. Рерих выбрал именно
эти места современной Карелии, остается открытым. То, что это не было
случайностью – доказывает вся жизнь великого мыслителя, в которой «случайность»
для нас всегда оказывалась «закономерностью и необходимостью» для него. Давным-давно Ладожское озеро называлось озером Нево. Река
Нева, разумеется, от Нево прозываться стала в результате совершенствования
русского языка до уровня современного. В карельском языке есть слова nevvuo
(«советовать», «отдавать знания»), nevvo («учи», «научи»), nevvoi («советник»,
«учитель», «человек, который много знает и эти знания отдает людям»). Отсюда,
из озера Нево на лодьях волхвы, коих Татищев назвал «философами и мыслителями,
опередившими время», шли к людям, чтобы нести им свет знаний острова Валаам.
Карелы, и финны именуют его Valamo, где Vala – это «свет», а если быть точнее,
Вало или Вала – это одно из имен Бога Солнца Ра – Аполлона Гиперборейского, и
значит остров Валамо (Валаам) – Солнечного Бога Земля, откуда жрецы (волхвы)
Бога Ра распространяли народам знания. Ма, вторая часть слова,
трансформировавшаяся в «ам», переводится «земля». Кстати, народ на карельском
языке – это Rahvas («Рахвас»), где Ра – это Бог Солнца, а «вас» на санскрите
означает «сиять». Далее давайте попытаемся с «карельской» точки зрения
разгадать смысловое значение топонима Ладога, созвучными которому в настоящее
время являются многие однокоренные слова как современного русского языка, так и
языка карельского: лад, ладья (лодья), ладить, ладушки, лада и так далее. Надо
помнить еще и о том, что на севере силен был культ богини Ладо. В.Н.Татищев в
статье о «языческих» богах писал: «… наши предки славяне и в Руси особливо
почитали, яко у славян Триглав, Святовид, Белбог, Черный бог, Поревид, Праве
или Правы, Радомысл и пр. У нас были более сарматских или варяжских званий, яко
Перун, Стрибог, Мокос, Хорс, Дида, Ладо, Купало и пр.» А теперь рассмотрим топоним Сортавала. В какие только
дебри не пытаются нас завести различные исследовательские изыскания! Вспоминают
здесь и «черту» и «чёрта», когда начинают расшифровывать первую часть слова
топонима Sortavala. При этом вспоминают, что vala на финском и карельском
языках означает «свет». Но Вала, прежде всего, - это одно из имен солнечного
Бога, а имен у Него много: Ра, Аполлон, Святовит, Свентовит, Вала и так далее.
Но что же может означать первая часть географического названия «Сорта»? Sortaa,
sortua, sordua на карельском языке означает «уронить». Отсюда следует: а не
означает ли название города Сортавала «Оброненный Свет Бога»? В случае с
топонимом Сортавала получается, что «Бог Вала уронил свой взор на эти места», а
места, надо сказать, здесь действительно Божественные. Не менее интересно и название самого острова –
Тулолансаари. На русском языке оно обозначает «Потаённый остров». Именно такой
смысл имеет, согласно словарю Владимира Даля, понятие «тула». Это — «скрытое,
недоступное место» — «затулье», «притулье» («тулить» — укрывать, скрывать,
прятать и т. п.). В финно-угорских языках этому русскому слову соответствует
«tulla». Топонимы с корнем «тул» вообще имеют чрезвычайное распространение:
города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча — в Румынии, Тульчин — на Украине,
Тулымский Камень (хребет) — на Северном Урале, река в Мурманской области —
Тулома, озеро в Карелии — Тулос. И так далее — вплоть до самоназвания одного из
дравидских народов в Индии — тулу. |