Наши самолеты надежные — это государство ненадежное!Наши самолеты надежные — это государство ненадежное!» — у
Марины Попович особый взгляд на ситуацию в отечественном авиапроме. Впрочем,
Герой Соцтруда, летчик-испытатель, ученый-аэродинамик, уфолог с мировым именем
может себе это позволить. Легендарная женщина, чья летная биография начиналась
с Саранска, ответила на вопросы ЕЛЕНЫ КИРЕЕВОЙ.
САМОЛЕТЫ
«С»: Марина Лаврентьевна, в столицу Мордовии вы любите
приезжать поездом. Российским авиаперевозчикам не доверяете?
— Как раз наоборот! Чаще всего я передвигаюсь по воздуху
и полностью уверена в надежности отечественных самолетов! Как же иначе, ведь
многие из них испытывала лично: Ту-154, Як-40… Да, в последнее время много
аварий. И я вам скажу почему. Плохо соблюдаются требования безопасности: машины
не проверяются после полетов. Сделали, допустим, рейс из Москвы в Новосибирск и
через два часа — уже обратно! Технический сервис очень дорого стоит, и
авиакомпании на нем экономят! Раньше, в советское время, контроль был
обязательным и очень жестким. Работала единая служба безопасности «Аэрофлота».
Сейчас государство равнодушно к этим проблемам!
«С»: Но суммы бюджетных вливаний в авиапром в последнее
время значительно выросли. По инициативе властей самолетостроение финансируют и
бизнес-структуры…
— Деньги идут, а что толку? Поздно! Потеряны кадры и
система их подготовки. У меня душа болит за новосибирский завод, самолеты
которого я тоже испытывала. Было 42 тысячи рабочих, которые выпускали по 14
машин в месяц! А сейчас всего 12 тысяч, причем у станков стоят… инженеры,
рабочих по таким специальностям профучилища давно не готовят. Завод выполняет
два заказа в год! Индия даст заявку — для них это радость. И так на всех
авиационных предприятиях.
Брешь, которую пробили в авиапроме за 17 лет беспорядка в
стране, теперь долго не залатать!
«С»: А как же сверхэкономный Sukhoi Superjet 100, который
был так пышно презентован на международном экономическом форуме в
Санкт-Петербурге?! Говорят о его массовом выпуске…
— Почему вокруг новой машины «Сухого» столько шума,
вообще не понимаю! Зачем надо было тратить огромные суммы, когда у нас есть
точно такие же Ту-214 и Ан-148 — испытанные, сертифицированные. Но их выпускают
загибающиеся заводы, поэтому нет такой рекламы. Дело в банальных откатах,
которые идут госчиновникам от «Сухого». Кстати, этому слову меня научил — не
поверите — Виктор Черномырдин (смеется — «С»). Когда-то я «торговала»
вертолетом МиГ-14, отстаивала его в одном из тендеров. И Черномырдин мне
объяснил систему откатов. Но я не последовала его советам, считаю это
нечестным… И еще один нюанс: почему все молчат, что у нас в стране всего два
аэродрома, приспособленных для Superjet 100? У них двигатель расположен слишком
низко и втягивает пыль со взлетной полосы, как пылесос, загрязняя все внутри.
Что, менять все аэродромы? Просто эти самолеты пойдут на экспорт. А внешне это
преподносится как «развитие отечественного авиапрома»…
«С»: В России всегда был отличный конструкторский
потенциал. Зачем наши компании-самолетостроители сейчас сотрудничают с
иностранными?
— Потому что на Западе, в отличие от России, идет
постоянное развитие. Следует признать, что у некоторых зарубежных моделей лучше
двигатели… Но в принципе это поголовное «сотрудничество» настораживает.
Например, иностранные эксперты указали, что у нас шумы повышенные и над Европой
с такими «дефектами» нельзя летать! Да все у нас нормально с шумами, поверьте
мне! Просто иностранный бизнес выживает Россию с мирового рынка
самолетостроения.
«С»: Военные летчики ругают сегодняшнюю реформу ВВС: мол,
укрупнение, да еще по западному образцу, приведет к ослаблению контроля, а в
итоге — к снижению обороноспособности страны в небе…
— Пока я не определилась, хорошо это будет или нет. Дело
не в укрупнении или уменьшении. По-моему, стоит заняться авиацией в целом,
тогда и в войсках будет порядок. Помимо того что заводы на ладан дышат,
катастрофически не хватает летчиков. Когда такое было?! Сколько в советское
время офицеров стрелялось, потому что сокращали штаты, был перебор! А кто из
молодых сейчас пойдет осваивать сложнейшую профессию без каких-либо перспектив
на будущее? Плюс клубы РОСТО ДОСААФ бросили на произвол судьбы…
САРАНСК
«С»: Какие эмоции охватывают, когда навещаете Саранский
аэроклуб, где начинали летать?
— В основном грустные. Очень обеспокоена его судьбой,
хотелось бы, чтобы власти республики обращали на него больше внимания… Я как-то
привезла начальнику аэроклуба Анатолию Кострице бизнес-предложение: сделать на
этой базе планерную секцию. Планеры стоят сравнительно недорого — от 30 тысяч
рублей. Зато, если научиться на них летать, осваивать самолет будет легче.
НЛО
«С»: Вы — известный уфолог, участвовали во многих
экспедициях. Верите в НЛО или в Бога?
— НЛО видела неоднократно своими глазами. Летчики верят в
НЛО, так как сталкиваются с ними постоянно. Думаю, что эти пришельцы являются
нашими прародителями. Но кроме инопланетного разума есть Высший разум. То, что
все называют Богом. И в него я верю, хотя в церковь не хожу — не доверяю нашим
священникам! (Смеется — «С».) Я вам сейчас скажу интересную вещь: меня скоро
должны забрать инопланетяне! Один юноша, который у НИХ побывал, привез три
удивительных кольца, меняющих цвет. Одно из них ОНИ велели передать Марине
Попович: мол, скоро за ней прилетим…
«С»: А с чего началось ваше увлечение НЛО?
— Знаете, я ведь умею разгадывать сны, многое
предчувствую, в критические моменты нахожу неординарные решения. У меня была
бабушка, как говорится, «ведающая». Она, например, когда я родилась, написала
записочку: «Имя девочки будет на звезде». Так оно и случилось — моим именем
назвали звезду. Папе сказала, что он в войну не погибнет, что у него будет
второй брак. Она каждому поведала о его будущем. Меня она учила разгадывать
сны.
Однажды, много лет назад, я случайно попала на лекцию по
аномальным явлениям, и меня все эти «зеленые человечки» заинтересовали.
Несколько раз участвовала в экспедициях по поиску снежного человека — в двух
экспедициях на Памире и в одной — на Кольском полуострове… Много случаев мне
рассказывали и летчики, и моряки, и даже начальник КГБ — я об этом написала
книгу.
ВНУК
«С»: Ваш внук родился в Англии. Его назвали нерусским
именем Майкл. А как же патриотизм?
— Внук русский во всех отношениях: и язык знает, и
традиции. И даже по бабушкиному примеру прыгнул недавно с парашютом! А его
отец, мой бывший зять, русский по рождению, одно время работал в
Великобритании, а сейчас возрождает в России «кризисные» заводы. Настоящий
патриотизм в делах, а не в том, как человек называет своих детей…
Личное дело
Марина Лаврентьевна Попович родилась в г. Велиже
Смоленской области. Выросла в многодетной крестьянской семье.
Окончила авиационный техникум и первичные летные курсы в
аэроклубе. Когда ей отказали в праве на профессиональное обучение, добилась
приема у Клима Ворошилова и получила направление в Саранскую летную школу
ДОСААФ.
Работала летчиком-инструктором и летчиком-инспектором
ДОСААФ. Летала в парадном расчете в небе Москвы. В 1962–63 годах служила в
космических войсках. Окончила Киевский авиационный институт, затем Ленинградскую
академию гражданской авиации.
Начиная с 1964 года более 20 лет испытывала новые модели
в НИИИ ВВС имени Чкалова и КБ имени Антонова. Летчик-испытатель 1-го класса.
Участвовала в международных уфологических экспедициях.
Автор 14 книг, среди них — поэзия, проза, драматургия,
киносценарии. Герой Соцтруда. Награждена пятью высшими международными
авианаградами, орденами Красного Знамени, Красной Звезды. Первым браком была
замужем за ныне покойным летчиком-космонавтом Павлом Поповичем. Второй муж —
Борис Жихорев, генерал-майор авиации в отставке, поэт. Дважды мать, трижды
бабушка.
14.12.2009 http://stolica-s.su/index.php?option=com_content&task=view&id=11601&Itemid=68 |