Зимним утром 27 декабря 1667 года к Швейцеру пришел
неизвестный, скромно одетый человек и спросил его, верит ли он в существование
философского камня, на что Швейцер ответил отрицательно. Тогда гость открыл
перед ним маленькую шкатулку из слоновой кости, в которой лежали три кусочка
вещества, похожего на стекло или опал. Алхимик сказал, что это и есть тот самый
философский камень, и что с помощью самого ничтожного его количества можно
получить двадцать тонн золота. На просьбу одолжить немного этого вещества он
ответил категорическим отказом и добавил, что даже за все состояние Швейцера не
смог бы расстаться даже с малейшей частицей этого вещества по причине, которую
ему не позволено разглашать. Тогда скептик предложил гостю доказать делом правдивость
его заявлений и алхимик пообещал вернуться через три недели и сделать это.
В назначенный день незнакомец снова появился на пороге и
сказал, что может дать крупицу этого "минерала", но не большую, чем
горчичное зерно, добавив: "Вам будет достаточно даже этого". Тогда
скептик признался, что еще во время прошлого визита алхимика утаил для себя
несколько таких крупиц. Они и в самом деле смогли произвести превращение
свинца, но только не в золото, а в стекло. "Вы должны были защитить вашу
добычу желтым воском, - ответил алхимик, - это помогло бы проникнуть сквозь
свинец и превратить его в золото". Он пообещал вернуться на следующий день
и сделать такое превращение, но так и не пришел. Тогда жена Швейцера убедила
его попробовать осуществить эту реакцию самому, в соответствии с указаниями
незнакомца. Ученый так и поступил:
"Он расплавил три драхмы свинца, облепил камень воском
и бросил его в жидкий металл. И он превратился в золото: "Мы тотчас же
отнесли его к ювелиру, который заявил, что это самое чистое золото, какое ему
доводилось видеть, и предложил 50 флоринов за унцию"
Слиток золота Швейцер оставил себе как доказательство
необычного превращения. После этого случая он все время вспоминал неизвестного
алхимика и повторял: "Пусть святые Ангелы Божьи бодрствуют над ним как над
источником благословения для христианства". < ( Мальцев С. А., 2003 >
Конечно, если бы алхимики выдали миру хотя бы одну эту тайну
превращения простых металлов в золото, тайну, которую они считали азбукой
алхимии, то это стало бы не благословением, а бедствием для экономики
христианского мира. В соревновании за обладание горами золота в него превращали
бы все, что ни попадется под руку, и в такой золотой лихорадке благородный
металл постигла бы участь обесцененной валюты. Европа стала бы вся, в прямом
смысле, позолоченной и, одновременно, нищей.
К тому же алхимики знали о сокровенных свойствах желтого
металла, о его связи с невидимым миром духов, о неблагоприятном воздействии на
психику корыстного человека, и не стали бы ввергать миллионы людей в еще более
дикое состояние алчности. Возможно, этим объясняется выбор тамплиерами серебра
для их универсальной пан-евро-азиатской монеты.
Раскрытие только маленькой части тайной науки может
обернуться бедствием для миллионов людей. Отсюда осторожность алхимиков в
выдаче их секретов. Отсюда и упреки алхимикам от химиков за их секретность, а,
в конце концов, и объявление их шарлатанами.
Скептицизм Швейцера был развеян посетившим его алхимиком. Но
неужели, чтобы алхимиков перестали считать шарлатанами, им нужно было таким же
образом явиться к каждому скептику? Тогда им уже некогда было бы заниматься
своими исследованиями и пришлось бы стать лекторами-пропагандистами, или,
попросту говоря, шутами. И веселить кабинетную публику необычными фокусами,
чтобы она снизошла до их признания. До такого абсурда алхимики не опускались,
и, более того, они считали расхожее мнение о них как о фокусниках наилучшим
условием сохранения в тайне алхимических знаний. |