Высоко в горах Пакистана на границе с Афганистаном, в
провинции Нуристан, разбросано несколько крошечных плато. Местные жители
называют данный район Чинтал. Здесь проживает загадочный народ - калаши,
который пришел сюда несколько тысяч лет назад из русских степей. При этом они
почти в неприкосновенности сохранили традиции и быт древних русских.
Калаши — народность в Пакистане, проживающая в высокогорных
районах Гиндукуша (Нуристан или Кафирстан). Численность - около 6 тыс. чел.
Калаши исповедуют политеизм (многобожие).
Были почти полностью истреблены в результате мусульманского
геноцида к началу XX века, так как исповедуют язычество. Ведут замкнутый образ
жизни. Говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков
(однако около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских
языках, как и в языках соседних народов). В Пакистане распространено убеждение,
что калаши являются потомками воинов Александра Македонского, хотя под этим
утверждением ничего нет. Это скорее реликт древних русских в сое время
пришедших сюда с территории европейской России.
Религия большинства калашей — язычество; их пантеон имеет
немало общих черт с реконструируемым древнеарийским пантеоном. Наряду с
калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также
представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.
Лица у многих калашей - чисто европейские. Кожа белая в
отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые, а часто и голубые глаза - как
паспорт неверного-кафира. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко
карие. Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для муслимов
Пакистана и Афганистана культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и
пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, - излишества,
которые никогда не были присущи местным "аборигенам" и появились в
Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и
не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями...
Калашская деревня
Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши
живут общинами. Они живут в домах, которые строят из камня, дерева и глины.
Крыша нижнего дома (этажа) одновременно является полом или верандой дома другой
семьи. Из всех удобств в хижине: стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Об
электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке. Лопата, мотыга и
кайло - им понятнее и привычнее. Жизненные ресурсы они черпают в сельском
хозяйстве. Калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на
расчищенных от камня землях. Но главную роль в их жизнеобеспечении играет скот,
в основном козы, которые дают потомкам древних арийцев молоко и молокопродукты,
шерсть и мясо.
В быту бросается в глаза четкое и незыблемое разделение
обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в
наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство). В доме
мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине)
решения. Для женщин в каждом поселении строят башлени - отдельный дом, где
женщины общины рожают детей и проводят время в "критические дни".
Родить ребенка женщина калаши обязана только в башлени, а потому беременные дамы
поселяются в "роддоме" загодя. Откуда пошла такая традиция, никто не
знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении
женщин у калашей не наблюдается, что бесит и смешит муслимов, которые из-за
этого относятся к калашам как к людям не от мира сего.
Женитьба. Этот щепетильный вопрос решают исключительно
родители молодых. Они могут посоветоваться и с молодыми, могут поговорить с
родителями невесты (жениха), а могут решить проблему, не спрашивая мнения
своего чада.
Калаши не знают выходных, но они весело и хлебосольно
празднуют 3 праздника: Йоши - праздник посева, Учао - праздник урожая, и Чоймус
- зимний праздник богов природы, когда калаши просят богов ниспослать им мягкую
зиму и хорошие весну и лето.
Во время Чоймуса каждая семья в качестве жертвоприношения забивает козу, мясом
которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретится на улице.
Калашский язык, или Калаша — язык дардской группы
индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи.
В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный
состав санскрита.
Их религия - напоминает трансформированный Зороастризм и
культы древних ариев, которую принес сюда с севера пророк Заратуштра примерно
за 1500 лет до Р.Х.
Родовой столб в храме
Главным, "столичным" у кафиров было село под
названием "Камдеш". Дома были богато украшены сложной деревянной
резьбой. Полевыми работами занимались не мужчины, а женщины, хотя мужчины
предварительно очищали поле от камней и упавших бревен. Мужчины же в это время
занимались шитьем одежды, ритуальными танцами на сельской площади и решением
общественных дел.
Основным предметом поклонения был огонь. Кроме огня кафиры
поклонялись деревянным идолам, которые вырезались искусными умельцами и
выставлялись в святилищах. Пантеон состоял из множества богов и богинь. Главным
считался бог Имра. Также весьма почитаемым был бог войны Гиша. Каждая деревня
имела своего мелкого божка-покровителя. Мир, согласно поверьям, был населен
множеством борющихся друг с другом добрых и злых духов.