Поверженные боги, некогда составлявшие густонаселенный
языческий пантеон, не забыты
В укреплении Дунадд в Аргайле, Шотландия,
обнаружен вот такой камень-следовик. Этот след как будто оставлен
обутой человеческой ногой. Фото (Creative Commons
license): Terry A. McDonald
В стародавние времена, когда на земле жили богатыри и
чародеи, люди понимали язык зверей, а звери — язык людей; и не было так
заведено, чтобы человек мог обидеть даже самую малую птаху, а зверь причинить вред
несмышленому ребенку, — так вот, в те давние-давние времена камни были мягкими,
словно сырая глина. Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. Но
они разделили между собой земли, поставив на границах межевые
камни. Волки и медведи, зайцы и лисы приложили к валунам свои
лапы, оставив на мягкой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось
время волшебников и героев, и ушли они в неведомые дали. Но за ними потянулась
цепочка следов. Вот здесь богатырка оттолкнулась ногой от большого серого
валуна, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босой ноги. А
здесь чародей шел по камням, не желая пачкать остроносые туфли. Сразу после
этого окаменели мягкие валуны, навсегда сохранив следы тех, кто их коснулся.
Камни с углублениями, напоминающими следы человека
(антропоморфные следы) или животного (зооморфные), известны практически на всех
континентах – Европе и Азии, Африке и Америке. Обычно
следы уходят в камень на несколько сантиметров. Порой их контуры кажутся
размытыми, а порой они такие четкие, что видны малейшие выпуклости и впадины
стопы. Чаще всего на камне присутствует один след, но известны валуны, на
которых есть по два и даже три отпечатка ноги или лапы. Если говорить об
антропоморфных отпечатках, то, как правило, это следы босых ног, но иногда
кажется, будто на камень «ступил» человек в обуви. Большинство следов имеют
натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узкая женская ступня или ножка
ребенка), но встречаются и очень большие.
И всюду камни со следами окутаны легендами и преданиями. Ту
историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и
универсальным. В каждой конкретной местности она уточняется и распадается на
детали. Так Геродот, предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом
томе своих «Историй» написал, что на скале в долине Днестра (для Геродота —
реки Тирасы) местные жители показали ему «одну диковинку» — почти метровый
отпечаток ступни Геракла. А современный коллега Геродота, учитель истории одной
из деревенских школ в Белоруссии, поведал автору этой статьи о своих
поисках камня с отпечатками двух ступней (камень пропал во время
коллективизации) — взрослого человека и ребенка, которые, как говорили в
деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». То есть и в том, и другом случае
речь идет об уже оговоренных нами персонажах: героях и чародеях, из чего ясно,
что перед нами предания с отголосками языческой религии.
«Следы Будды» в токийском храме Кийомизу. Фото (Creative
Commons license): Aaron Logan
В то же время о камнях-следовиках (так их принято
называть в научном мире) сложены и более поздние, уже буддистских и
христианских времен, легенды. Суть таких легенд сводится к следующему: следы на
камне оставлены Буддой, Христом, Девой Марией, ангелами или святыми, например,
Ильей Пророком, которые либо спускались с небес, либо возносились, и камни
плавились под их ногами. Одновременно существуют следовики, отпечатки стоп на
которых, согласно местным преданиям, оставил дьявол или черт. Противоречий
здесь нет — новая религия где-то подхватила языческие
культы и «освятила» камни, а где-то сумела побороть языческое наследие,
заклеймив следовики как дьявольские и нечистые. Такое же разделение на божью и
дьявольскую, святую и проклятую распространялось и на воду, которая скапливалась
во время дождя в следообразных углублениях на камне. Первая по преданиям
считалась живой, лечебной, ею промывали глаза, окропляли тела больных, брызгали
на детей. Вторая называлась мертвой, и пользоваться ею — значило наносить себе
вред.
Таковы легенды. А что говорят ученые? Кто на самом деле
оставил следы на камне? Рукотворные они или, может быть, природные?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, углубимся… в камень.
Его состав не всегда однороден. Часто валуны содержат в себе включения, которые
отличаются цветом и структурой. Эти инородные включения по-иному поддаются
выветриванию, образуя естественные выемки на камне. Стоит их чуть-чуть
подправить, придавая углублениям форму стопы, и перед нами камень-следовик. Но
кому понадобилось «исправлять» выемки? К тому же известны камни, следы на
которых признаны целиком рукотворными. С какой целью это было сделано?
Зададимся параллельно вопросом — только ли оттиски стоп оставили нам
неведомые каменотесы?
Очевидно, чтобы понять назначение камней-следовиков,
надо рассматривать все наскальные знаки, известные на сегодняшний день.
Это отпечатки ладоней на камнях (встречаются гораздо реже, чем
камни-следовики), уже упомянутые нами отпечатки лап зверей и птиц, выбитые на
валунах изображения крестов, кругов, подков, стрелок и, наконец, углубления в
виде трапециевидных, треугольных или неправильной формы воронок или чашек
(камни-чашечники). Интересно, что с камнями-чашечниками связаны те же предания
о лечебной (живой) воде, что и с камнями-следовиками. Это позволяет предположить,
что оба вида камней были частью одного и того же культа. Одновременно все камни
со знаками надо считать не отдельными памятниками магических обрядов языческих
времен, а элементами единого культа — особенно если учесть, что многие из них
найдены в составе древних святилищ.
Отпечаток человеческой руки на юго-западе штата Миннесота.
По оценкам археологов, этим следам примерно 5 тысяч лет. Фото
(Creative Commons license): Ben Schaffhausen
Число культовых камней, известных на территории России,
исчисляется несколькими сотнями (цифры постоянно уточняются), в соседней
Белоруссии их не менее двухсот (эту цифру приводят специалисты Института
геологии АН Беларуси, создатели Экспериментальной базы по изучению ледниковых
валунов), и открытия продолжаются. Священные камни хорошо известны в
Прибалтике, Польше и Германии.
Можно очертить географию распространения культовых камней
иным образом, не указывая конкретные страны: почитание камней было широко
распространено там, где тысячелетия назад господствовал Великий ледник.
Это он бороздил по горам, срывая каменные породы, он подхватывал их и уносил за
собой в земли, где большие и малые камни нашли новую родину, где на них были
нанесены особые знаки и где «пришельцы» стали частью истории — священными
символами религии.
Окончательная реконструкция культа священных камней — дело
будущего. Сегодня можно говорить о версиях, которых несколько, ведь на
протяжении долгой «каменной жизни» какие-то детали культа видоизменялись, а
самим валунам приходилось выполнять разные функции. Так, камни с выбитыми на
них знаками могли быть межевыми, обозначающими границы владений племен или
княжеств. Их могли ставить в качестве указателей пути: например, отпечаток
ступни ориентирован на север и задает направление. В тоже время зооморфные оттиски
могли указывать на почитаемое животное — тотем племени. Впрочем, оттиск
тотема — это уже не только функциональная, но и обрядовая деталь.
Когда же сложился культ камней? Согласно сложившейся в науке
точке зрения, обожествление камней берет свое начало в неолите и бронзовом
веке. Тогда валуны служили алтарями в языческих капищах. Вероятнее всего, роль
алтаря выполняли камни, напоминающие чашечники, но с воронкой большего размера,
куда попадала кровь животных (мед, молоко, пиво), когда языческим богам приносились
жертвы, совершались моления об удачной охоте (а позднее — об урожае,
предотвращении падежа скота). В то же время стоит сказать, что и камни с
зооморфными следами могли быть объектом поклонения охотников, а позднее
скотоводов.
Камни-следовики принято связывать с древнейшим культом
поклонения Солнцу. Светило дает жизнь всему живому, путешествуя по миру и
оставляя «следы» на камнях. Одновременно существует теория, связывающая
следовики с культом предков, умерших людей. Этнографами и краеведами (на работы
К. Тишкевича и П. Тарасенко ссылается геолог, полевой исследователь, автор
замечательной книги о прошлом, настоящем и вероятном будущем ледниковых валунов
«Молчаливые свидетели прошлого» Эдуард Левков) не раз фиксировался следующий
обычай, распространенный в Белоруссии и Литве в прошлых веках: после
смерти кого-нибудь из членов семьи на камне выбивался след его ноги. После
этого валун бросали в воду. Местные жители объясняли этот обычай поверьем о
том, что умерший не должен вновь возвращаться домой — место мертвых на небесах,
и потому пусть покойник без промедлений идет в рай. Вероятней всего, культ
Солнца существовал во времена расцвета языческой религии, а культ предков
сложился позднее, получил широкое распространение в Средние века и в виде отголосков
дошел до наших дней.
Синий или Синь-камень около Плещеева озера в
Ярославской области. Фото: Виктор Симаков
Пролить свет на тайны почитаемых камней помогают и их имена.
Валуны с выбитыми на серых боках знаками или абсолютно гладкие, но поражающие
своими размерами, зачастую хорошо известны современным жителям сел и
деревень, даже если находятся под покровом леса в нескольких километрах от
населенного пункта. Старожилы, рассказывая исследователям поверья, связанные с
местным камнем, обычно называют его по имени — Святой камень, Князь-камень,
Марья (Макошь) или Перун, Даждьбог, Велесов камень. Последние имена — это уже
прямое указание на былую принадлежность камней к языческим капищам.
Отголоски раннего и позднего язычества, мистические
верования, а также поэтичный вымысел, окутывают валуны плотнее мха, которым
зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше
вопросов, чем ответов. Несомненно одно: культ священных камней пронизывал всю
дохристианскую культуру славян и оказал влияние на новую, пришедшую на смену
язычеству, религию. Поверженные и забытые боги, некогда составлявшие
густонаселенный славянский пантеон, не исчезли бесследно. Si monumentum
quaeris, circumspice. «Если ищешь его памятник, оглянись вокруг». Кто знает,
может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется сейчас у дороги,
тысячелетие назад видели «скотьего бога» Велеса, а в соседнее болото когда-то
был брошен Перун.
Светлана Смирнова, 07.06.2008
|