Легендарная достопримечательность — целых три озера, носящие названия Черное, Белое и Святое01.12.2011
Косино, как и многие московские районы, когда-то был
подмосковным селом. Но есть в нем своя легендарная достопримечательность —
целых три озера, носящие названия Черное, Белое и Святое. Откуда же они
взялись, и откуда у них такие названия? Об этом Yoki. ru рассказывает
журналист, писатель, автор книги "Тайны и загадки Москвы" Ирина
Шлионская.
По мнению историков, село Косино возникло не менее семи
столетий назад, то есть оно куда древнее, чем многие другие московские поселения.
К началу XV века относится запись в духовной грамоте князя Владимира
Серпуховского: "А из московских сел дал есмь княгине своей … Косино с
тремя озеры…" Следовательно, озера уже тогда существовали на этой земле.
В конце XVII века Петр I, бывший тогда еще ребенком, перенес
в Косино свою Потешную флотилию. До этого она базировалась в Измайлово,
исконной вотчине Романовых, но вскоре обнаружилось, что Измайловский пруд и
Яуза слишком тесны для петровских корабликов… Кто-то посоветовал Петруше
обратить внимание на Белое озеро в Косино. Там, у восточного берега, рядом с
усадьбой Телепневых, устроили пристань для царского "флота"…
Впоследствии тот, правда, переехал на Переяславское озеро, куда больших
размеров. Но следы корабельной верфи в Косино сохранялись еще долгое время.
В 1717 году Петр снова посетил Косино, подарив местному
храму икону, привезенную одним из его ближайших сподвижников, графом Борисом
Шереметевым, из итальянского города Модена. Впоследствии она получила название
"Моденской". Говорят, икона эта слыла чудотворной и прославилась
далеко за пределами села.
Что же касается косинских водоемов, то, по мнению
исследователей, названия двух из них связаны с характеристиками воды. Так, вода
в Белом озере — прозрачная, дно песчаное, берега у него чистые… В Черном озере
вода темная от торфа, дно илистое, берега заболоченные…
Со Святым же озером связана легенда о затонувшей церкви,
каких много ходит на просторах России… Рассказывают, что однажды прямо во время
богослужения храм со священником и прихожанами начал медленно опускаться. При
этом из-под земли выступила вода, и в считанные минуты на этом месте
образовалось озеро… Долго над его поверхностью еще виднелся купол с крестом, но
и он постепенно скрылся под водой. А озеро назвали Святым, хотя, по старинному
поверью, храмы подвергаются затоплению за прегрешения тех, кто там находится…
Впрочем, существует еще одна версия данного предания. Будто
бы стояла среди лесов церковь, посвященная Божьей Матери. Построил эту церковь
старый священник, переселившийся сюда из города, разоренного междоусобицами. А
помогал ему в храме пустынник Букал. В описываемые времена на месте Москвы
стоял дремучий сосновый бор, где и поселился отшельник Букал. И вот как-то
приснилось ему, что на месте того бора будет город Москва, которому суждено
пережить много испытаний — вражеских набегов и пожаров, но впоследствии он
возвысится над всеми русскими городами…
О пророческом сновидении Букал поведал своему
другу-священнику, и они вошли в лесной храм, чтобы помолиться за народ русский
и за будущий славный град Москву. Священник начал совершать божественную
литургию, и тут вдруг перед ними явилась сама Божья Матерь. После этого храм
стал уходить в землю, а на месте его возникло озеро…
Букал же, гласит предание, успел отойти в сторону и был
свидетелем того, как церковь погрузилась в землю… Затем он отправился назад в
свое лесное убежище, а позже туда пришли еще люди и основали поселение, которое
и стало впоследствии Москвой… Так сбылось пророчество, полученное отшельником.
На озере же, возникшем столь чудесным образом, была найдена самоявленная икона
святителя Николая. Именно в его честь был построен первый в Косино храм после
затонувшего.
Интересно, что события, о которых говорится в легенде, в
последнее время нашли косвенное подтверждение. Если ранее бытовало мнение, что
здешние озера образовались в результате таяния ледников, то теперь ученые
склоняются к тому, что они имеют карстовое происхождение, т. е. возникли в
результате провала грунта. Значит, в этих местах и в самом деле проваливалась
почва! Кстати, не исключено, что церкви действительно часто уходили в землю или
под воду, так как их строили обычно на возвышенностях, под которыми лежали
геологические пустоты и разломы. В результате деятельности человека или
каких-то природных процессов почвенные пласты начинали двигаться, и постройка
просто "сползала" вниз. В случае со Святым озером наружу мог выбиться
подземный источник, который и образовал водоем. Люди же, конечно, истолковали
все происшедшее как чудо…
Ирина Шлионская http://www.yoki.ru/anomalous/moscow/01-12-2011/399621-kosino-0/ |