«Мистические тайны плотной завесой окутывают петроглифы в Карелии. Познать эти тайны — значит познать не только наше прошлое, но и наше будущее». Юрий БОГАТЫРЕВ, историк, археолог
Из всех известных карельских петроглифов (как правило, они небольших размеров, 10—50-ти сантиметров, но есть и крупные, разрешено сказать, «гигантские» экземпляры) исследователям удалось истолковать на этот день не больше половины. У ученых не возникает вопросов, когда на камне они видят фигуры лебедей, рыб, лесных зверей и охотников за ними.
Сложности возникают, когда перед наблюдателем неопределенные изображения, странные фигуры, более того отдаленно не напоминающие известные предметы. Например, знаки, отнесенные исследователями к солярно-лунарному типу, которые ориентированы только на запад или на восток. По мнению одних, они означают Луну или Солнце, но тогда непонятно, отчего они как подобно как установлены на две или три «ножки». Некоторые исследователи уверены, что древние люди видели некие летательные объекты и изобразили как раз их. И действительно, больше эти объекты похожи на радары, чем на светило. А люди, до сих пор живущие недалеко от этих мест, и нисколько не удивляются подобным изображениям. Они, по их собственным словам, ли не каждую темное время суток наблюдают в небе явление похожих «рисунков». Что это — никто не знает!
Петроглифы, как и знаменитые Кижи и Валаам, считаются одними из главных туристических брендов Карелии, тем больше что открытия новых наскальных изображений продолжаются до сих пор. Последнее открытие неизвестных прежде петроглифов было сделано в 2005 году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг.
* * *
Главные достоинства петроглифов Карелии — оригинальность, загадочность, разнообразие тематики, стиля, свойство выбивки, хорошая сохранность, только выразительное природное окружение, обилие древних стоянок в непосредственной близости от наскальных памятников.
Наскальные рисунки — это не нетрудно картинки с натуры, это переработанный сознанием человека истинный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом. Вне всякого сомнения, они занимали важнейшее местоположение в жизни древнего человека. Племена, обитавшие тут в то время, вероятно, были предками саамов.
Традиция наскального искусства в Карелии охватывает тысячи лет — от конца пятого до начала третьего тысячелетия до н. э., по-другому говоря, возраст гравировок не менее шести тысяч лет. Возможно, более того больше, принимая во чуткость современные радиоуглеродные корректировки дат. Это было ещё до знаменитых египетских пирамид и древнейших цивилизаций Шумера и Аккада.
Петроглифы Карелии могут служить прекрасным материалом для восстановления картины жизни древних обитателей этих мест. Здесь фигурируют и основные объекты промысла — северные олени и лоси, моржи, тюлени, киты, и орудия труда, в родное время всего, лодки, гарпуны, луки со стрелами, копья. Изображения лыж и лыжников относятся к числу наиболее древних не только на севере Европы, но и во всем мире. Кстати, норвежские исследователи утверждают, что как раз предки саамов первыми из европейцев встали на лыжи!
* * *
Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, благотворно влияющие на человечий организм. Может быть, как раз поэтому древние люди, ещё не отдалившиеся от природы, являющиеся ее неотъемлемой частицей и вследствие этого тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия проворно стирала их. Поэтому древние художники стали совершать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображенные на страницах «каменной книги» животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и бесчисленные поколения могли контачить с ними, хлопотать об удачной охоте или исцелении от болезни. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, тут проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков…
* * *
Много непонятного и в изображениях человеческих фигур. Люди, как правило, выгравированы в профиль, с одной рукой и одной ногой, и лишь редко — в анфас или полуфас. Однако все же они похожи на людей. Но что может обозначать двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Над разгадкой бьются уже не единственный десяток лет, но к истине так никто и не приблизился. Больше всего, конечно, созданье похоже, извините, на Чебурашку, но, к сожалению, современную науку такая трактовка не устраивает, поскольку каждый рисунок, за пределами всякого сомнения, несет жестко определенную смысловую нагрузку.
Может быть, загадочные существа, изображенные на камнях, отдаленно напоминающие людей, — порождение фантазии древних людей? Но не исключено, что перед нами — реальные персонажи минувших столетий. Кто именно? Скорее всего, на этот вопросительный мотив никто ни при каких обстоятельствах ответить не сможет.
Поражает обилие рисунков с ослепительно выраженными эротическими мотивами. Хотя данные мотивы — повсеместно распространенный сюжет, встречающийся в Старом и Новом Свете. Однако вряд ли их разрешено трактовать только с точки зрения «житейского сексуального опыта». Живя единой жизнью с космическими силами, наши далекие предки как раз в космически-небесных силах видели и первоисточник сексуальной энергии — мужеский и женской. По христианским канонам половая любовь постоянно считалась чем-то греховным, требующим очищения. Но в народных традициях, несмотря на преследования со стороны церкви, оставалась неискоренимой языческая вера в тайные, главным образом, небесные силы, которые, по их мнению, и обуславливали всю гамму любовных чувств, управляя ими как в положительном, так и в отрицательном направлении. Александр Блок, написавший о поэзии русских заговоров и заклинаний главу для «Истории русской литературы», называл это «постоянным ощущением древней души любовного единения с природой».
Многие рисунки на скалах все ещё остаются загадкой для науки. В простых на облик рисунках-символах скрыт глубокий, не постоянно понятный нам смысл. Загадочные петроглифы, скорее всего, уже ни при каких обстоятельствах и никем не будут «прочитаны». По крайней мере, так считают сами ученые. Но в том и особая прелесть непонятных рисунков: каждый, кто их рассматривает, волен совершать смелые гипотезы, высказывать собственные, подчас самые невероятные версии их появления. Как известно, философия призывает не судить о том, что истинно и что ложно только на основании одной только нашей осведомленности, которая по определению ограниченна.
Философ Монтень по этому поводу писал: «…Установив, в соответствии вашему премудрому разумению, границы истинного и ложного, вы тут же же должны будете отступиться от них, потому что неизбежно обнаружите, что приходится питать доверие вещам еще больше странным, чем те, которые вы отвергаете». Это утверждение неплохо иллюстрирует история многолетнего «противостояния» исследователей и одного из самых известных и загадочных наскальных изображений Карелии — фигуры Беса, высеченной на скале мыса Бесов Нос, что на Онежском озере. Мыс всецело и на все сто оправдывает родное название. В километровом радиусе от него нередко отказывается действовать спутниковая навигация, чему капитаны заходящих сюда судов давнехонько уже не удивляются, ориентируясь только на установленный тут маяк. Часы тут ведут себя непредсказуемо. Могут смыться вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые точно в то время как не знают. Говорят, что якобы все занятие может быть в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих здесь сильно под землей. Местным жителям, естественно, версия с гранитами кажется надуманной. Они-то уверены в обратном: все беды от Беса. Впрочем, местные уверены и в другом: Бес не трогает коренных обитателей этих мест. Пришлым же ничего хорошего от Беса дожидаться не приходится.
Бесов Нос, по утверждениям тех, кто там хоть раз побывал, — классическая аномальная зона. Всех чужаков, «навестивших» Беса, тянет сызнова в эти места. Рассказов и баек о необычности этих мест бытует масса. Но есть и официально зафиксированные факты.
Самая неприятная черта Бесова Носа — бесследное исчезновение людей или их гибель. В 1979 году сюда приехали действовать два гидролога из Петрозаводска. В одну из ночей дом, где они жили, загорелся. Когда пожарные потушили полымя и разобрали обугленные бревна, человеческих останков на пепелище так и не нашли.
У одного крупного российского ученого, неоднократно бывавшего у фигуры Беса, погибли двое детей.
После очередной экспедиции на Бесов Нос у одного известного археолога убили отца.
Трагически погибли двое студентов, помогавших в исследованиях петроглифов.
У художницы, избравшей темой своих работ карельские наскальные рисунки, бесследно исчезла дочка в Финляндии.
* * *
В 2002 году в ежегодно обновляемый список Всемирного фонда памятников, в тот, что включено сто памятников мирового значения, подвергающихся разрушению, под номером 78 были занесены петроглифы Карелии. Попадание в тот самый список по сути дела означает выделение солидного гранта на поддержку или восстановление тех или иных исторических памятников. Несколько ранее, когда предварительная служба по оформлению соответствующих финансовых документов по карельским древностям уже шла полным ходом, 11 сентября 2001 года директору общественной организации «Петроглифы Карелии» Надежде Лобановой позвонил из США агент финансовой организации, ответственный за предоставление заявки. Направляясь в нью-йоркский офис, он как гром посреди ясного неба почувствовал недомогание и решил возвратиться домой за лекарствами. Когда же через некоторое час он подъехал к южной башне Всемирного торгового центра, где располагался его рабочий кабинет, увидел страшную картину. На его глазах «Боинг» протаранил здание.
Уничтоженные документы позже были восстановлены, но случившееся только прибавило мистики карельским петроглифам, которой они и без того окружены.
И это только малая количество фактов. Скорее всего, все это только трагические совпадения, но черная слава Бесова Носа от всей этой статистики только крепчает.
Жители ближайших деревень вообще считают наскальные рисунки порождением нечистой силы. Монахи Муромского монастыря, расположенного в 25-ти километрах южнее, пытались ещё в XV веке нейтрализовать «дьявольские картинки», выбив христианский крест на фигуре Беса. Выглядеть больше мирно после этого этого 2,5-метровый Бес не стал. Квадратную его голову, как у робота, прорезает расселина в скале, дальше уходящая ровной линией по туловищу. Археолог Надежда Лобанова считает, что местоположение для нанесения рисунка — поврежденная природой скала — было выбрано не случайно, а фигура означает нисколько не Беса, а роженицу. Но мы уже говорили о разнообразии толкований.
Ученые признают, что толк карельских петроглифов до сих пор остается для них тайной. К сожалению, теперешний человек не может посмотреть на загадочные рисунки глазами своих далеких предков. Может быть, вследствие этого содержание «каменной книги» в то время как остается для нас недоступным.
|